Фильм Худший человек на свете расскажет о четырёх года жизни главной героини по имени Юлия. Она искренне пытается разобраться в себе, а также в личной сфере своих отношений и карьере, чтобы осознать, кто же она такая на самом деле и чего хочет от этой жизни. На Каннском кинофестивале картина получила приз за лучшую женскую роль, участвовала в борьбе за золотую пальмовую ветвь. А также получила по две номинации на Оскар и премию Британской киноакадемии.
Поставил эту мелодраму Йоаким Триер (Громче, чем бомбы), а сюжет вместе с ним написал Эскиль Вогт (Паранормальные). В продюсерах проекта значатся Андреа Берентсен Оттмар, Дювеке Бьоркли Грэйвер, Томас Робсам. За визуальный ряд и операторскую работу здесь отвечает Каспер Туксен. За монтаж Оливье Бугге Кутте. А за музыкальное сопровождение Ола Флёттум (Все оттенки Токио).
Актёрский состав фильма возглавляет Ренате Реинсве. Компанию ей здесь в главных ролях составили Андерс Даниелсен Лье (Остров Бергмана, Персональный покупатель), Херберт Нордрам, Мария Грация Ди Мео, Миа МакГоверн Дзаини, Видар Сандем, Гисле Твеито, Ганс Олав Бреннер и другие артисты.
Дата премьеры в России назначена на 24-ое марта 2022 года. Хронометраж заявлен более двух часов и составляет сто двадцать девять минут экранного времени. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «Артхаус». Возрастной рейтинг ограничения к просмотру в нашем прокате фильму присвоен строго 18+
Фильм не походит ни на одну из банальных мелодрам, хоть и описание картины может ввести в заблуждение. Здесь никто не собирается давать нравоучительные уроки, учить жизни или завершать фильм слезоточивым хэппи-эндом. Однако после просмотра в душе поселяется твердое убеждение, что можно и нужно жить со всеми своими ошибками, мириться со страхами, любить и заботиться о себе. Эта романтическая комедия с приличной долей скандинавской меланхолии постепенно приводит зрителя к мысли, что просто «следует жить».
Нельзя обвинять финал в слащавости, мелодраматизме или каких-то манипуляциях – это всего лишь урок для некоторых людей, без которого невозможно дальнейшее формирование себя. Ведь самое важное, что пытается сообщить Триер: совершать ошибки, искать себя, учиться на собственном опыте или не понимать, чего ты хочешь от своей жизни, это абсолютно естественное явление и рано или поздно человек придёт именно к тому итогу, на какой он надеется подсознательно. Ну а будет он позитивный или печальный – это уже другой вопрос.
Режиссура Йоакима Триера не только точна, но и поразительно тактична, она восхищает отсутствием модных кунштюков и соразмерностью художественных средств авторской цели.
Это о каждом из нас, все мы худшие, потому что все мы стараемся оправдать чьи-то ожидания, следовать чужим советам, а не своим желаниям, реализовывать не наши мечты. Но несмотря на безапелляционность этих заявлений, все же мы небезнадежны — и в этом заключается теплота и доброта фильма Йоакима Триера.
Сложно сказать, ждёт ли эту картину статус поколенческого кино. Она вполне на него тянет, но пути зрительского восприятия очень витиеваты. В любом случае, большое европейское кино, признанное на мировом уровне – нечастый гость кинопроката этой весной. Всем поклонникам подобных картин проходить мимо нельзя.
У этого фильма есть шанс освободить и зрителя, замученного ежедневностью и вопросами выживания. В беззаботности Юлии много комедийного, но не чувствуется пародии — полубогемная девушка из Осло скована сетями однообразных вечеринок и будней с любимым человеком так же, как обычные мы скованы рутиной, чтением новостей и отчаянием от резких перемен.
Вкупе с остальными, спокойными, местами монотонными и молчаливыми сценами повествование складывается в портрет даже не одного человека, а целого поколения. Более свободного, чем предыдущие – Юлия легко на первый взгляд расстается и с людьми, и с занятиями – и в то же время более даже не потерянного, а растерянного. Оторванного от прошлого, будущего и настоящего, так как старые парадигмы – родись, учись, женись – больше не работают, а новые только предстоит выдумать и утвердить.
Все герои "Худшего человека на свете" — представители инфантильного поколения миллениалов, которое так и не смогло вырасти и стать взрослым. Режиссер рассказывает про людей, которые полностью погружены в свои хобби, не знают, что им делать со своей жизнью, и готовы работать баристой в кафе, даже если им уже немного за тридцать.
Страшно делать прогнозы, но чувствуется, что прошедшая премьера стала началом очень долгого пути — велика вероятность, что «Худший человек на свете» обречен стать культовым и будет пересматриваться тысячи раз такими же рассеянными, но ясными глазами, как и те, что блестят на экране.
Предательство ли — измена партнеру, и где границы ее? Что такое расставание двух людей в контексте одной жизни, которая, и об этом фильм заставляет помнить, конечна. Любовь и страсть, отчаяние и секс — все это становится воспоминанием, сгустками прошлого, видениями, подобными тем, что переживает Юлия под воздействием грибов в одной из сцен.
Сегодня, когда все и бумеры, и зумеры и миллениалы находятся в одной лодке, а для многих людей проблема «кем бы стать» сменилась куда более суровыми вопросами, фильм с таким сюжетом (и названием) кажется каким-то прекрасным осколком невозвратно утерянного прошлого. Йога, кофейня, комиксы, смешные интриги… да просто кино на большом экране — уже не очень понятно, сработает ли все это как терапия или как триггер.
Конечно, никто из героев фильма не худший и не лучший — они просто люди, которые будут совершать ошибки, пытаться их исправить, искать новые возможности, хвататься за них или отказываться, идти вперед, возвращаться назад или ходить кругами, пока встреча со старым знакомым или телефонный звонок не напомнит, что эта дорога не бесконечна.
Сюжетная конструкция, впрочем, частично снимает подобные вопросы к фильму, где феминистский дискурс затрагивается скорее по касательной. Субъективность воспоминаний и акцент на разочарованиях, где порой нет места подругам и друзьям, тем более — случайным встречным, позволяет фокусироваться на другом.
Как некоторый срыв стереотипа после мейнстрима - даже очень хорошо. С другой стороны, прям каких-то сильных восторгов никак не разделяю (та же "Лакричная пицца", создатель которой Пол Томас Андерсон данной картиной прямо-таки восхищался - см. эпиграф, мне понравилась намного больше), но я доволен, что этот фильм посмотрел, я люблю такое: эдакий срез жизни, отсутствие морализаторства, попытка понять этих людей, а не осудить их.