Типичный сюжет о талантливом плебее, рвущемся наверх, в «Игоре» (к слову, довольно топорно и неприятно нарисованном) перемешан с кратким детским пересказом «Франкенштейна» Мэри Шелли и обставлен ерничаньем людей, стесняющихся своего ума. Горбун Игорь (исходно — помощник доктора Франкенштейна в юниверсаловских хоррорах) немалую часть фильма хочет быть злым, чтоб влиться в истеблишмент. Процесс озлобления пятиметровой женщины подан как конфликт полов. Шутят либо по мотивам черно-белых хорроров, либо про телевидение.
«Игорь» это копилка самых некоммерческих образов. Кривые, аляповатые, с отсутствующими частями тела – все эти герои, воплощения бурной фантазии сюрреалистического сна, обладают бездной обаяния.
Сами имена героев наталкивают на мысль о каком-то новом переосмыслении «Франкенштейна». Они создают живых уродцев, верят в свою победу если не над силами природы, то хотя бы на местном конкурсе изобретателей. И вышло ровно так, как задумывали художники, а именно: «миленько и страшненько».
Назвать «Игорь» мультфильмом для детей язык не поворачивается. Замешанные в нём идеи о классовой борьбе, взаимоотношениях творца и творения, гения и бездарности – это скорее месседжи для взрослой части аудитории (то есть стоит приготовиться к тому ,что после просмотра ваши чада закидают вас вопросами, впрочем, хорошо это или нет решать только вам). Единственный более-менее понятный детишкам символ - это "кость зла", которая есть в каждом из нас и каждый сам волен решать, воспользоваться ей или нет. Конечно, «Игорю» далеко до гениального «Валли», где все компоненты смешаны в идеальных пропорциях, удовлетворяющих потребности абсолютно любого зрителя, но в категории «сеанс позитивной кинотерапии в субботу вечером» может на равных спорить с «Доктором Хаусом» и «Клиникой».
Симпатичнейший во всех отношениях мультфильм провалился в американском прокате, что, надо думать, связано не столько с его качеством (явно выше среднего), сколько с размытостью аудитории. Для взрослого у героев слишком добродушные физиономии. Ребенок вряд ли знает, кто такие Бела Лугоши или Марти Фельдман. Шутки работают, но все же через раз, картинка нарядная, но все же у Тима Бартона понаряднее, сюжет остроумный, но минуте на двадцатой начинает выдыхаться. Ну и того универсального уровня эстетического конформизма, какого добились в этом году создатели другой истории про любовь никчемного уродца и странного существа по имени Ева, «Игорь», конечно, не достигает.
В случае с "Игорем", положи ему студия сверх бюджета еще пару десятков миллионов, и пригласи вместо непонятной кодлы дебютантов, до этого шабашавших на голубом экране что-то маловразумительное, людей потолковей, может и вышла бы человеконенавистническая сказка в духе Тима Бертона. Никто не против тоже. Но, боже, как безжизненно, неинтересно и "специально" все тут сделано: жаль даже кремниевые чипы, которым все это пришлось просчитывать. Говорят, целое поколение советской молодежи было травмированно кукольной историей про варежку, которую каждый выходной показывали по телевизору. Так вот, не усугубляйте плохое коллективное бессознательное.