События мультфильма Иллюзионист происходят в Шотландии в конце 1950-х гг. На западе страны фокусник встречает девушку Элис, которая уверена в том, что он является настоящим волшебником. Иллюзионист дарит ей дорогие подарки, которые он якобы создаёт сам, и никак не может решится открыть Элис правду.
«Иллюзионист» не просто очень красиво нарисован, местами крайне смешон и невероятно нежен. Он ведь и сам пример того, как настоящее искусство никогда не пропадёт — зря, что ли, он шёл к своему зрителю такой долгой и извилистой дорогой. Пусть в самом фильме в прямую говорится о грустном — о том, что волшебства на самом деле нет — само существование этого фильма говорит ровно об обратном. И я знаю, которой из этих двух мыслей мне хочется верить больше. В общем, замечательный пронзительный мультфильм.
Второй полнометражный мультфильм Сильвена Шоме напоминает первый только изобразительной манерой, которая ближе к шедеврам карикатуры и изысканному французскому BD, чем к традиционной мультипликации. Все остальное тут — настроение, ритм, темы — определяется тем, что «Иллюзионист» снят по сценарию великого французского комика Жака Тати, не использовавшего его в свое время потому, что он показался ему чересчур личным. Создав рисованный аналог любимого персонажа Тати месье Юло и поместив его в невероятно проработанную анимационную реальность, Шоме совершает героические усилия, чтобы сделать самый настоящий фильм Тати, с его очень специальным типом юмора, не особо заботящейся о зрителе композицией и часто неожиданной для комедии положений глубокой меланхолией.
Аниматоры с задачей справились. Да, это стопроцентное попадание: у нарисованного иллюзиониста по фамилии Татищефф те же укороченные брючки, кургузый плащ и шляпа-пирожок, та же мимика сконфуженного херувима и та же фирменная, эфемерная походка, с которой ускользал от неприятностей всегдашний герой Тати господин Юло в классических «Времени развлечений» и «Моем дядюшке». В общем, волшебство. Другое дело, что для самого Шоме, как и для героя фильма, иллюзия вышла боком: зависимость от хотя и гениального, но чужого материала не привела в итоге ко второму «Трио из Бельвилля». Стоило ли привлекать самобытный талант Сильвена Шоме для воскрешения классики? Вспомним: девушка из фильма получила новые платье и ботинки. Зрители получили нового Тати. Поэтому, наверное, стоило. Но все равно грустно.
Как и прошлые работы Шоме, «Иллюзионист» совершенно не вписывается в современный формат и мало похож на мультфильмы, оккупировавшие сегодня прокат. Картина нарисована вручную, в 2D, а компьютерная обработка использована по минимуму. Вместо буйства красок — теплые акварельные тона. Вместо скрупулезно прорисованных, до каждого волоска, мельтешащих героев — паноптикум остроумно схваченных типажей, оживающих при помощи мимолетного жеста или меткой детали. Несмотря на обилие гэгов, «Иллюзионист» не комедия, а трагифарс: сброшенные с парохода современности цирковые герои отправлены в расход – клоун спивается, гимнасты подрабатывают малярами, Татищеву приходится устраиваться на автомойку.
В фильме Шомэ чувствуется милое очарование и уют тех рассказов О.Генри, где обычные люди творят друг для друга обыкновенные чудеса, где любовь и забота помогают осуществить самые невероятные мечты. У каждого художника должны быть свои «Дары волхвов». Шомэ не смог полностью освободиться от влияния Тати и его произведения. Возможно, он ошибся, выбирая материал для своего второго фильма. Но любой многолетний замысел, всё-таки реализованный, достоин уважения. И подарки следует принимать с радостью и относиться к ним с благодарностью. А это подарок Сильвена Шомэ зрителям, однажды полюбившим его «Трио из Бельвилля».