После ознакомительного синопсиса, трейлеров и послужного списка Клайва Оуэна, может показаться, будто «Интэрнэшнл» — это такой триллер с погонями и перестрелками, на деле же талантливый немец с чувством, толком и расстановкой разворачивает неглупый политический параноидальный детектив. В этом, кажется, весь нынешний Том Тыквер. Еще один многостаночник, пришедший в коммерческое кино из авторского, но не прошедший полную ассимиляцию. Очередной европеец, отважившийся на концептуальный финал с гашением света именно «когда надо», а не «когда все привыкли». Только вот рано или поздно после подобных экспериментов и ему придется выбирать — прогнуться, чтобы потом когда-нибудь снова выпрямиться, или продолжить гнуть свою линию.
Интернэшнл радует увлекательным повествованием при размахе производства. Как правило, крупномасштабные европейские проекты теряются на высоте больших денег и существенно уступают заокеанским конкурентам (достаточно вспомнить ущербное развлекательное кино, производимое при участии французского продюсера Люка Бессона). Насыщенный дежурными остросюжетными элементами лент про суперагентов Интернэшнл выполнен на уровне образцов экшна. Работникам cферы клиринга и кредитных отношений производственная специфика может показаться наивной, особенно учитывая, что завязанные сюжетные узлы разрубаются героем-одиночкой соответствующими методами. Тем не менее, и это важно, фильм лишен критической небрежности в эстетике, чем успели прославиться недавние представители "агентурного боевика" - Ультиматум Борна и Квант милосердия. После визионерского опыта в Парфюмере от режиссера можно было ждать дальнейшей стерилизации экранного пространства, однако немец снимает вполне консервативно, активно эксплуатируя имеющиеся преимущества – от верной съёмочной группы, с которой был снят ни один фильм, до красот урбанистических ландшафтов.
Как правило, принято ограничиваться разоблачением поставок новейшего оружия массового поражения в зоны конфликтов, торговли наркотиками, шантажа, причастности к убийствам неугодных лиц и прочих видов нелегальной деятельности, в которых замешаны влиятельные финансовые корпорации. Но Тыквер, вслед за Сэлинджером вняв мудрым словам промышленника и политика Кальвини, ликвидированного на манер Кеннеди, Вильгельма Векслера – бывшего сотрудника «штази», с распадом социалистического лагеря перешедшего на сторону идеологических врагов, и других неглупых людей, зрит в корень. Все перечисленные преступления суть следствия изощрённой политики создания заведомо неоплатных и лишь возрастающих долгов, являющейся безотказным, проверенным в веках средством порабощения целых наций. И в таком контексте слово, вынесенное в заглавие, приобретает совсем зловещий оттенок!
Тиквер не просто излагает талантливый сценарий дебютанта Эрика Уоррена Сингера: он наслаивает одна на другую панорамы, на которых, словно пойманные безучастным человеческим взглядом муравьи, хаотически движутся люди. Если панорамы «Рая» схватывали одиночество и глубинную, нерасторжимую связь двоих на фоне огромного мира, то в The International Тиквер наблюдает таким способом за броуновским мельтешением множества индивидов. При этом устами персонажа Армина Мюллер-Шталя режиссер высказывает парадоксальную, но, кажется, неоспоримую вещь: реальность отличается от вымысла тем, что в ней гораздо меньше логики. Величественные общие планы, на первый взгляд излишние по отношению к непосредственно действию, – не что иное, как живые картинки шевелящегося хаоса, прорывающегося сквозь ювелирные логические схемы сделок, убийств и переворотов.
«Интернэшнл» получился скорее не про тотальный заговор, а про некоторое хрупкое равновесие между человеком и миром. Здесь, с одной стороны, тщательно спланированный и расписанный по секундам гениальный план может полететь к чёрту из-за одного случайного отражения в витрине. Но, в то же время, можно разгадать сложнейшую загадку, если вовремя посмотреть в дырочку от пули в стенке. Эта лёгкая блаженность взгляда — фирменная, кстати говоря, для Тиквера — престранным образом сочетается с циничным прагматизмом сценария, но на выходе получается скорее здорово, нежели нет.
«Интернэшнл» - хороший, но совершенно обычный и даже традиционный политический триллер. В него вложено всё, что нужно. И обширная география: герои гоняются за разгадкой по Берлину, Милану, Стамбулу, Нью-Йорку. И зрелищная, разрушительная перестрелка-бойня в известном и красивом месте (в данном случае – в музее Гуггенхайма). И сентиментальность в привязанности агентов к своим напарникам. И хорошая динамика развития событий. Но только смотреть триллер, выполненный по всем законам жанра, оказывается скучновато. Потому что для авторского произведения, а тем более – для Тыкверовского фильма, – необходимо нечто большее: оригинальная и интересная суть.
Почти все в фильме - мутные расследования мутных делишек мутного банка. Ни тебе экшена, ни тебе эффектных поворотов сюжета: все более или менее понятно, ожидаемо и скучновато. Если бы не актерские работы Оуэна, Мюллера-Шталя и пары второстепенных персонажей, вообще не на что было бы смотреть. При чем тут Тыквер и где яркая индивидуальность этого режиссера - непонятно. Але, Голливуд, куда дели Тыквера? Тоже сожрали?
Дебют в крупнобюджетном кино у Тыквера получился выполненным по всем законам жанра — здесь он явно апеллирует к политическим кинодетективам 70-х годов, но при этом изрядно скучным. Самое яркое место в «Интернационале» — это великолепно снятая перестрелка в нью-йоркском музее Гуггенхайма, длящаяся очень долго, упругая, красивая и динамичная. В остальном картина производит впечатление, сходное неторопливому просмотру достопримечательностей европейской архитектуры или наблюдению людского муравейника с высоты бреющего птичьего полета. Действие развивается поступательно, все похоже на настоящую работу агентов спецслужб, которая, как известно, не только опасна и трудна, но и особо не видна постороннему глазу, что как раз и является признаком высшего профессионализма. Все это так. Но для мэйнстрима, который подразумевает голливудский бюджет, и широкого проката этого недостаточно.
Можно было бы восторгаться этим правильным воспроизведением базового рецепта современного триллера, если бы кроме добротно сваренного шпионского мяса в «Интернэшнл» было еще хоть что-то. Ну хотя бы морковка, которую Оуэн, как кажется весь фильм, вот-вот снова вытащит из кармана плаща! То есть понятно, что тут вкуса должны были добавить тайная политика и теневая экономика, скандалы и расследования — но, боже, насколько придуманные для фильма махинации с продажей оружия и нашим и вашим мелки по сравнению с настоящими делами МВФ, одной припиской валившего экономики целых стран!
Том Тыквер всегда увлекался абстракциями. В его мире все существительные пишутся с большой буквы, глаголы тяготеют к императиву, а детали быта и психологические подробности искореняются, чтоб не отвлекали от Главного (в чем бы оно ни заключалось). Понятно, почему его голливудским дебютом стал банковский триллер — трудно придумать что-то абстрактнее денежных потоков. Будучи предельно аккуратным коммерческим продуктом (облегченная версия фильма про Бонда встречается на бегу с политическим триллером 70-х годов), «Интернэшнл» вместе с тем — до абсурдного тыкверовский. Мотивация героя предельно абстрактна: какой-то повод так сильно волноваться из-за нарушений в банковской сфере у агента Сэлинджера прописан в сценарии, но он, как и многое тут, сугубо формальный.
«Интернэшнл» по сути — средней руки пост-бондовский триллер, раскрывающий громогласные секреты мировой финансовой закулисы. По факту — печальный пример работы, в которой автор, преодолевая антикризисные настроения, взялся за несвойственную для себя тематику. По сценарию, редкостно комичному ввиду случившихся в мире экономических пертурбаций, Тиквер неловко вырисовывает лишь пунктиры. Он дозировано включает то политический пафос, то параноидальный саспенс, то конспирологический детектив с присущими ему теориями вселенского заговора. Безусловно, понимая, как развивается концепция действа в опусах Сидни Поллака тридцатилетней давности, он собирает фильм словно мозаику — и подобное простительно, если учитывать тот факт, что политический триллер, бывший когда-то крепким жанровым кино, уже давно превратился если и не в архаизм, то уж точно в агитку.
При близком контакте "Интернэшнл" напоминает бедного родственника серии Джейсон Борна. Последний как бы показывает личным примером, что нужно делать, когда против тебя действует организация, которую бессмысленно тащить в суд и надеяться на демократические механизмы. До борновской истины персонаж Клайва Оуэна идет чертовски долго, произнося по ходу путешествия на сторону беззакония и рукотворной справедливости много красивых, но совершенно лишних слов. Немалую роль в нагнетании фронта беспросветной скуки, собственно, играет стиль подачи главного сюжетного посыла. "Интернэшнл" невероятно, смертельно серьезен и ждёт от зрителей такой реакции, как если бы им прислали новую заповедь от Всевышнего. А зрителю всего лишь хочется вежливо сказать: пожалуйста, сделайте уже что-нибудь.