Фильм Искушение это историческая мелодрама об Италии XVII века, когда инквизиция безжалостно расправляется со многими красивыми женщинами. В основе сюжета лежит книга писательницы Джудит С. Браун. Монахиня Бенедетта Карлини регулярно подвергается эротичным грёзам и нашествию на себя искушения и безрассудного соблазна, она влюбляется в одну новую пылкую послушницу, однако в скором времени об их порочной связи становится известно и во всём монастыре, и за его пределами. В оригинале фильм назван по имени монахини "Бенедетта".
Постановщиком выступил Пол Верховен (Вспомнить всё, Робокоп, Основной инстинкт), а сюжет книги Браун он адаптировал вместе с Дэвидом Бирком (13 грехов, Слендермен). В продюсерах проекта Саид Бен Саид (Синонимы, Звёздная карта, Страсть), Мишель Меркт, Жером Сейду (Любовь от всех болезней, Мектуб, моя любовь, Таможня дает добро). За операторскую работу здесь отвечает Жанна Лапуари, за монтаж Йоб тер Бург, а за музыкальное сопровождение Энн Дадли (Отпетые мошенницы, Mamma Mia! 2, Золотая молодежь).
Актёрский состав фильма в главных ролях возглавили Виржини Эфира (Соблазн, Любовь не по размеру, Притворись моим парнем) и Шарлотта Рэмплинг (Дюна, Молода и прекрасна, Мельница и крест). Компанию им в этой драме составили Дафна Патакия, Ламбер Вильсон (С 5 до 7. Время любовников, Джунгли зовут! В поисках Марсупилами, Принцесса де Монпансье), Оливье Рабурден (О людях и богах), Луиз Шевильот, Эрве Пьер (Люпен, Офицер и шпион), Клотильда Куро (Superнянь), Гилен Лондез, Давид Клавель и другие артисты.
Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах с 7-ого октября 2021 года. На Каннском кинофестивале "Искушение" участвовало в главной номинации на золотую пальмовую ветвь в конкурсной программе. Хронометраж картины более двух часов и составляет вместе с титрами сто двадцать семь минут экранного времени. Прокатчиком мелодрамы в РФ выступает компания «Capella Film». Рейтинг возрастного ограничения в нашем прокате фильму выставлен ожидаемо строго 18+
Буря в душе главной героини, истово верящей в свое высшее предназначение, выплескивается сперва в обитель, а затем во внешний мир, охваченный чумой. Верховен вряд ли планировал что-то подобное, но параноидальный страх заражения, массовая охота на ведьм-заразителей и выразительный образ представителей высшей власти, которые сами разносят вирус, становятся блестящей карикатурой на Европу 2020 года.
Пол Верховен почти не исказил фактов и сделал из Бенедетты женщину-альфу. Стоит отдать должное режиссеру: он никогда не изображал женщин глупыми куклами, а следовал традиции фильмов-нуар, где femmes красивы, умны и хитры. Такова и Бенедетта, которая к финалу путает зрителя, так как уничтожает грань между игрой в верующую и своим обычным поведением.
Это очень красивый фильм. Пол Верховен как никто другой понимает значение женской красоты. У монахинь города Пеша лица невероятной чувственности и чистоты.
Любовница Бенедетты Бартоломеа, а также Верховен и зритель этого кино — скорее находятся в позиции мазохистов - они жаждут боли, но в том смысле, что отклоняются от тотализирующей структуры Сверх-Я. Чем больше Бенедетта стремится удержать своё право вершить суд и расправу, тем более она становится смехотворной.
Это не история страсти двух монахинь, пробующих запретный плод, а драма, затрагивающая широкий круг исторических, философских религиозных тем. Своего рода ревизионистское произведение.
«Бенедетта» подобна великому рассказу Жоржа Батая «История глаза». Это сложнейшая психоаналитическая работа, которую в свое время анализировал Ролан Барт. При этом читается она как крайне извращенный порнорассказ.
Сторонникам дальнейшего разрушения цивилизационных табу фильм придется по душе, любителям кино как пищи не для ума, а для инстинктов - тоже. Хотя вопрос, как всегда, не в том, что показывают, а в том, как, во имя какой художественной задачи, которая в «Бенедетте», никак не прощупывается.
Красота «Искушения» в двусмысленности. Вместе с Бартоломеей зритель не может понять понять до конца, верит и любит ли Бенедетта по-настоящему, и также невозможно определить, воспевает ли режиссер женщину, или просто использует для наслаждения.
Историко-эротическая драма “Бенедетта” это и очередная вариация на знаковую для Пола Верховена тему женской власти и обретения женщинами голоса в, скажем так, не самом доброжелательном социуме (патриархат церковный = патриархат как таковой).
Фильм живописен: здесь и древние бандюги на лихих конях, и чумные трупы, и отрубленные головы с хорошей дозой натурализма, и костры инквизиции, и божьи знамения в виде эффектно зависшей над монастырем багровой кометы, и экзальтированная музыка, прерываемая ангельскими распевами молитв, и Шарлотта Рэмплинг, безупречная в роли циничной настоятельницы, которую спихнет с поста пронырливая Бенедетта, и хищный Ламбер Вильсон в роли плотоядного папского нунция - все аксессуары большого, сокрушающего каноны кинематографа налицо.
«Бенедетта», конечно, не лучший фильм по-прежнему свободного и по-прежнему молодого мастера. Фильм раздражающий, разделяющий, неровный, но изобретательный, временами очень смешной.
Излишне увлекаясь внешним — безусловно, фактурным и привлекательным — режиссёр уделяет противостоянию зрелой личности и захудалых консерваторов гораздо меньше внимания, чем хотелось бы.
Картина вдохновлена книгой Джудит С. Браун "Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения", однако не стоит ожидать от "Искушения" каких-либо серьезных исторических изысканий на этот счет.