В мультфильме История игрушек 3: Большой побег мальчик Энди вырос и уезжает в колледж, а игрушки отправляют в детский сад. Там жизнь Вуди и его друзей превращается в настоящий кошмар и выход только один - устроить побег.
После "Вверх" и "ВАЛЛ-И" Pixar в третьей "Истории игрушек" как раз и вышел на тот уровень, когда мультипликация просто творит чудеса. И здесь интересно то, что события в мультике развиваются по четким кинематографическим законам. Да, в "Истории игрушек" немало явно пародийных моментов, но они сделаны с такой мощью и такой убедительностью, что выглядят просто как художественный фильм. На мой взгляд, третья часть получилась даже лучше первых двух. Видно, что люди, работающие в студии, набрали такой опыт и такое мастерство в создании подобных лент, что это уже можно назвать настоящим произведением искусства, а не простеньким термином "мультик".
«История игрушек 3» — о прощании с детством, которое рано или поздно наступает. И кто с ним не прощается, у того нет ума, но кто об этом не жалеет — у того нет сердца. По большому счёту, несмотря на игрушечный антураж и место действия, «Пиксар» снял самое недетское (не считая вставной короткометражки в «Вверх») и самое серьёзное своё произведение за всю карьеру. Дети смотрят и смеются, что-то своё они в этом видят, но только взрослые понимают истинный смысл происходящего. Старые игрушки тут даже не действующие лица, а как тот самый нуарный Клоун вкупе с кошмарным Мегапупсом и его доктором Франкенштейном мишкой-обнимашкой, они — ничем не замутнённый укор нам, бессердечным, циничным, расчётливым людям, считающим себя взрослыми. «Пиксар» рассказал эту историю так, как не рассказал бы её никто другой. Осталось сходить и посмотреть
«Пиксар» пятнадцать долгих лет шёл к той феерии, что разворачивается на экране во время «Большого побега», как бы подтверждая своим собственным примером — да, вся наша жизнь и впрямь игра. В этом мультфильме нет ни одного нового или ранее не виданного в работах студии приёма, однако именно эта конкретная история смешит и трогает буквально до слёз. История игрушек — это, наверное, единственная серия компьютерных мультфильмов, которая росла вместе со своим зрителем. После просмотра «Большого побега» тебе хочется найти своего любимого плюшевого мишку, вместе с которым ты 15 лет назад заворожено смотрел на приключения Вуди и Базза в первый раз и порадоваться тому, что внутреннего ребенка невозможно спрятать в складках взрослого цинизма и безразличия. И эта похвала — лучше любых оценок и оваций.
Если раньше речь шла об энергичных и красочных мультфильмах с возможным философским подтекстом, то сейчас это скорее настоящее философское размышление, для удобства оформленное в виде энергичного и красочного мультика. И занятно, что, судя по новой «Истории игрушек», в размышлениях о смене цикла жизни, о встрече уходящего старого и заменяющего его нового, «Пиксар» пришёл примерно к тому же, к чему и маэстро Хаяо Миядзаки. А что несколько шестилеток в зале в результате только пожмут плечами в ответ — это, наверное, не страшно. В конце концов, у них всегда будет возможность вырасти и пересмотреть заново — и вот тут-то случится самое интересное. В общем, традиционное «пиксаровское» великолепие, решившее более не притворяться детским.
Основное комикование в "Игрушках" всегда основывалось на пародии. И формула вновь работает на ура. Да в общем, и все остальное у авторов фильма — не зря режиссер Ли Анкрич начинал вторым режиссером на "Истории игрушек 2" и "Корпорации монстров" — выходит вполне себе ладно, гладко и приятственно. Старые герои тут блещут новыми гранями, а новые персонажи вводятся в давно посчитанной, правильной пропорции. Иными словами, хоть и лишенная обаяния новизны, "История" аккуратно и не без остроумия следует старым проверенным лекалам, излагается с увлекающим нарастанием и разрешается в добродушном финале, который учит детей беречь игрушки, родителей — не грешить на детей, обнаруживая эти игрушки в самых неожиданных местах. Ну и, кроме этого, завершает — по всей видимости — проверенную франшизу ровно так, как она того заслуживает. Ни прибавить, ни убавить.
Если в плане сценария триквел и не представляет ничего сверхъестественного, по части зрелищности он легко обставляет как предыдущие серии, так и конкурентов от других студий. Яркий мир фильма, полный предельно детализированных текстур, лихого экшна с идеально выверенным ритмом и до мелочей продуманными перипетиями, поглощает все внимание зрителя с первых же минут. Вот понимаешь же, что шутки стали попроще (хотя временное превращение Базза в горячего испанца — чумовой гэг!), новые персонажи уступают по харизме старым, а сантиментов чуть больше, чем нужно, — ни малейшего желания жаловаться нет. Чистая магия кино, каковую «пиксаровцы» умеют извлечь из любой проходной сцены, затмевает любые мелкие шероховатости. И фактор 3D, конечно, тоже играет значимую роль: однозначно рекомендуем смотреть фильм в стереозалах, эффект от просмотра будет куда сильнее.
Вообще-то и на просмотре первых лент не покидало ощущение, что они предназначены, скорее, для совершеннолетних зрителей, – и уж во всяком случае не отвечают «идеальным» представлениям американцев о детской мультипликации, которая должна развлекать, а не будоражить воображение и ум. Но опус Ли Ункрича, получивший у нас подзаголовок с аллюзией на классический военный фильм Джона Стёрджеса, отбрасывает последние компромиссы! Не каждый взрослый оценит глубину и своеобразие мыслей, которые мультипликаторы пытаются донести до юной части аудитории, знакомя с базовыми принципами человеческого существования! Впрочем, достоверность и философичность вовсе не вступают в противоречие со зрелищностью, производящей тем более сильное впечатление в стереоформате IMAX.
Что нужно сделать в кино, когда всё сказано, показано и осмыслено? Правильно, попрощаться со зрителями. По возможности красиво (лучше в формате Disney Digital 3D или IMAX 3D) и неспешно, как сделали это создатели третьей части франшизы «Истории игрушек». Собственно, «Большой побег» и создан ради двух сцен — сентиментального прощания повзрослевшего Энди со своими игрушками и торжественной передачи части из них забавной малышке, живущей по соседству. Остальные «приключенческие» перемещения героев из пункта А в B, потом С, потом D, потом обратно в А, ничего не добавляют. То, что Энди повзрослел, это и так ясно, «с первого взгляда».
Pixar есть Pixar, и с места ему не сойти. Команда Джона Лессетера — хоть и не без проблем, связанных с переходом под крыло Walt Disney (первый вариант сценария «Истории игрушек 3» был отклонен), — все так же продолжает радовать зрителей. Именно что «так же»: повторяя, как заводная игрушка, одни и те же движения, одни и те же приемы, одни и те же сценарные ходы… Да, здесь все будет по-старому: очаровательные игрушки-лузеры, милые в меру дети и не такие уж плохие злодеи. Но все же не зря в российском прокатном названии мультика отсутствует цифра «3»: никакого развития игрушечной эпопеи здесь нет и в помине. Кажется, будто сценарий первой и второй «Истории» перемешали, взболтали и выплеснули на экраны.