Фильм История одного назначения - это новая работа Авдотьи Смирновой (Кококо, 2 дня) и продюсера Сергея Сельянова (Призрак, Аритмия, О чём говорят мужчины. Продолжение), основанная на реальном случае из жизни великого писателя графа Льва Николаевича Толстого. Павел Басинский, автор книги о жизни Льва Николаевича, выступил также одним из сценаристов этой киноленты. Российская историческая драма развернётся в 1866 году недалеко от Ясной Поляны, в Тульской области, куда едет главный герой - поручик Григорий Колокольцев, становящийся свидетелем суда над писарем после проведения новой военной реформы.
Прибывший в московский полк на своё новое место службы поручик Колокольцев знакомится с графом Львом Толстым, а также видит, как плохо обращается со своими людьми командир Яцевич. Особенно достаётся здешнему писарю, который к тому же вынужден править цифры бухгалтерских отчётов, дабы скрыть тем самым случаи хищения полкового имущества. Когда же писарь попадает под обвинения и ему начинает грозить смертная казнь, узнавший об этом инциденте граф Толстой собственнолично выступает защитником солдата на военном суде. Лев Николаевич в это время работал над главным трудом всей своей жизни - писал "Войну и мир", а потому старался держаться ближе к жизни простых солдат для правдоподобия собственных героев произведения.
Актёрский состав фильма содержит в себе таких звёзд русского кино, как Евгений Харитонов (Брестская крепость, Жила-была одна баба), Ирина Горбачёва (Аритмия, Тренер), Анна Михалкова (Небесный суд, Пирамммида), Анна Пармас, Игорь Золовицкий, Андрей Смирнов, а также молодые российские артисты: Алексей Смирнов, Филипп Гуревич, Елизавета Янковская, Сергей Уманов и другие. Дата выхода в кинотеатрах России назначена на 6 сентября прокатчиком «WDSSPR».
Фильм, начавшийся довольно легкомысленно, заканчивается мощно и трагически, демонстрируя, что его авторы прекрасно отдавали себе отчет, какого эффекта намерены достичь.
Фильм смотрится на одном дыхании. Он снят в незамысловато-простой манере, но от наблюдения за судьбами героев, за их мучительными выборами, невозможно оторваться.
Вечный круг проклятых русских тем. Лев Николаевич и Софья Андреевна (молодые, острые, достоверные), прекраснодушный поручик из Петербурга, в содружестве с не плохими и не хорошими героями второго плана — деловито творят то же зло, что и мы. Отвечают на наши родные вопросы. Чего стоят наши благие намерения? Чем мы готовы их оплатить?
«История одного назначения» неспешно, но поразительно реалистично изображает взаимоотношения чудовищной машины, именуемой государством, и простого человека, живущим как бы от неё опосредованно.
Пороки русской жизни настолько переплетены с ее корневыми основами, что разъять их практически невозможно.
Кино — очень хорошее. Невеселое, конечно, но, вроде бы, честное.
Картина, которую отчаянно хочется полюбить, но почему-то не получается. То есть разумом ты понимаешь, что перед тобой один из самых значимых проектов года, и что многое в нем хорошо, а другое и вовсе прекрасно.
У Смирновой получилось добротно рассказать историю о вечном, которая будет актуальна в любое время.
Успех Смирновой в том, как искренне и тепло она болеет душой за всех персонажей и как это переживание не дает ни на йоту сфальшивить в поступках героев, приводящих к ужасным, но неминуемо правдивым последствиям.
Перед нами — едкое, горькое, злое и крайне точное размышление о либерализме в России.
Традиция суровости законов столь же стара, как и привычка к необязательности их исполнения, и в наш менталитет последняя въелась неизбывно. Увы, намерений пойти дальше констатации этого факта создатели так и не озвучили.
Поступки надо совершать самому. Поэтому-то Софья Андреевна и говорит мужу о тётушке фрейлине сразу, не рассчитывая на чудесный исход суда. Главным же героям остаются разочарования и перерождения.
Смирнова же, для которой киногения и какая-либо сложная визуальность всегда оказывалась на задворках текста и артистической выразительности, решила именно изображению дать на откуп эмоциональный финал. И картина поплыла, задушила уже заявленную патетику момента.
Фильм, на протяжении большей части которого выдерживаются те самые нужные толстовские интонации (да, назойливый психологизм, да публицистические фрагменты!), в финале скатывается к самой распопсовой достоевщине.
В фильме достаточно деталей, которые уводят в сторону от своевременного гимна милосердию.
В фильме трудно найти сцены, которые можно было бы назвать лишними: просто никакого столкновения двух миров не происходит, оба существуют совершенно автономно и только иногда ради забавы прикидываются интересными друг другу.
«История одного назначения» выполняет любопытный трюк: начавшись как комедия, со временем лента перестает смешить зрителя, а к концу и вовсе превращается в настоящую трагедию.
До тех пор, пока авторы не выдумывают историю, все выглядит логично; как только они пытаются раскрасить, «усилить» или «додумать», выходит каша с маслом масляным.