Фильм Изгоняющий дьявола: Верующий в городке во время лесной прогулки без вести пропадают две девочки-подружки. Они возвращаются спустя три дня и ничего не помнят, что с ними случилось. Но с момента их появления вокруг начинают твориться жуткие вещи и происходить необъяснимые ситуации. Когда же оказывается, что девочки одержимы демонами, их близким приходится искать подобные случаи, чтобы попытаться помочь, а отец одной из девочек находит Крис МакНил, которая много лет назад сама была под влиянием сущности под именем Пазузу. Теперь им всем вместе предстоит изгнать дьявольские силы из детей, чтобы попытаться спасти их и всё вернуть на свои места.
Фильм обманывает все ожидания, выбивает почву из‑под ног, а это не самое уютное чувство. Такие же эмоции вызывает и «Алиса в Стране чудес», которую Гордон Грин обильно цитирует в фильме, рифмуя девочек с Алисой, а демона — с чудовищем Брандашмыгом.
Его версия старого сюжета вполне релевантна нынешней эпохе. Вместо одинокого борца со злом Макса фон Сюдова здесь торжествуют горизонтальные связи. Экзорцизм теперь становится командной игрой, которая оказывается важнее собственно демона — имя Пазузу из оригинала здесь ни разу не произносится. Обвинять Грина в недостатке изобразительной и выразительной глубины тоже неловко: мейнстримное голливудское кино в этом смысле сегодня вообще не на высоте, вряд ли кто-то справился бы лучше.
«Верующему» не достает искренности. Не хватает проработанной драматургии (ее место занимает концепт — возможно, даже с концепт-артами). Фантазия тоже в дефиците. Но больше всего новый «Изгоняющий дьявола» страдает от уровня режиссуры. Суетливый монтаж там, где ужас ситуации передавал бы ровный кадр. Бездумные заимствования вместо визионерского взгляда.
Почему все это совсем (или почти) не страшно — другой вопрос. Виноват ли в этом только режиссер, разбазаривший беспроигрышный, казалось бы, материал? Или, может быть, эпоха, которая в чем-то стала либеральнее, но во многом гораздо консервативнее, чем 1970-е, дает режиссеру меньше пространства для маневра и трансгрессии? Или избалованные мы, за эти 50 лет видевшие на экране столько одержимых демонами, что нас уже не пробить?
Выглядит как разбавленная версия классической постановки, который начинается многообещающе, но с каждой минутой теряет смысл и запал. А то, что он значительно менее смелый, чем фильм, снятый полвека назад, только усугубляет разочарование….
«Экзорцист: Верующий» хранит в себе намеки на хорошее кино, но лишь ими и ограничивается. Фильм достойно не раскрывает ни одну из своих составляющих. Потому вопрос «а зачем это вообще нужно?» становится главным в контексте просмотра.
Cамое забавное заключается в том, что «Изгоняющий дьявола: Верующий» в сюжетном плане местами (а может - и большей частью) кажется бездарным пересказом прошлогоднего комедийного хоррора «Экзорцизм моей лучшей подруги» (My Best Friend's Exorcism) по мотивам романа Грэйди Хендрикса. Но если в нём шаблонный сюжет «Экзорциста» всеми силами высмеивали, то Blumhouse зачем-то решила впарить публике тоже самое, но под видом серьёзного и невероятно пафосного кино.
Большую часть времени Грин как будто забывает о том, что снимает не очередную часть «Хэллоуина» — вся сверхъестественная составляющая фильма унижена до уровня зомби-хоррора, на первый план выставлены стенания персонажа Лесли Одома-младшего, переживающего кризис веры из-за трагической потери жены. Однако и психологический аспект «Верующего» не находит своей реализации — Грин берет удачный концепт «Одних из нас», но элементарно не знает, что с ним делать.
«Изгоняющий дьявола: Верующий», где даже нет ничего страшного, кроме эффектного грима, продвигает мысль, что наша сила происходит от веры не в Бога, а в народ, ибо все мы в доме Господа. Жизнь – дело верующих. Так что, если существует иной мир, надеюсь, покойный Фридкин найдет творцов, причастных к этому фильму, и затащит их в ад.