Фильм Капитан Волконогов бежал главный герой Фёдор служит в правоохранительный органах, пользуясь уважением коллег и хорошим отношением у начальства. Но внезапно его объявляют преступником и вся жизнь в одночасье меняется. Ему удаётся сбежать из-под конвоя, однако бывшие коллеги уже вовсю разыскивают его по всему городу. А к самому капитану является вестник с другого мира, сообщающий, что ему уготован ад на том свете, но ещё есть возможность всё исправить. Отправляясь на поиски прощения, он ещё не знает, с чем ему предстоит столкнуться, но чтобы попасть в рай необходимо будет хорошо постараться.
Постановщиками этого триллера выступили Наташа Меркулова (Колл-центр) и Алексей Чупов (Человек, который удивил всех, Интимные места). А сюжет они сочинили при участии Марта Таниэля. В продюсерах проекта числятся Валерий Федорович (Гоголь. Страшная месть, Гоголь. Вий, Гоголь. Начало), Евгений Никишов (Маша, Аванпост, Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 2), Александр Плотников (Выжившие, Зима, Болевой порог). За визуальный ряд отвечает кинооператор Март Таниэль, за музыкальное сопровождение Елена Строганова. На Кинотавре 2021 фильм номинировался на главный приз и получил награды в номинациях "Приз зрительских симпатий" и "Приз имени Григория Горина за лучший сценарий". Также номинировался на главную награду в Каннах и получил семь номинаций премии "Золотой орёл".
Актёрский состав фильма возглавляет Юра Борисов (Купе номер 6, Герда, Петровы в гриппе). С ним в главных ролях здесь снялись Тимофей Трибунцев (Последний богатырь: Посланник Тьмы, БУМЕРанг, Седьмая симфония), Александр Яценко (Стрельцов, Эпидемия, Коридор бессмертия), Никита Кукушкин (Идентификация, Карамора, Хармс), Владимир Епифанцев (Стендап под прикрытием, Всё или ничего, Несокрушимый), Анастасия Уколова (Инсталайф, ЛеГенДа, Обратная связь), Наталья Кудряшова (Пионеры-герои, Одна война), а также Дмитрий Поднозов (Сердце мира, Танки, Дубровский), Виктория Толстоганова (The Тёлки, Седьмая симфония, Полёт), Юрий Кузнецов (Непослушник, Обитель, Огонь) и другие наши артисты.
Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах по стране с седьмого сентября 2022-ого года. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «Централ Партнершип». Хронометраж картины заявлен более двух часов и составляет сто двадцать шесть минут экранного времени вместе с титрами. А возрастной рейтинг ограничения к просмотру в нашем прокате этой остросюжетной драме присвоен строго 18+
То самое произведение, где форма, режиссура и драматургия превращаются в сновидческое, фантастическое, но по-настоящему реальное и возможное.
Амбициозный и пугающий своей грандиозностью парад художественной выразительности, красивый и беспощадный, не боящийся применить по отношению ко зрителю «особые методы»: неожиданный сюжет с притчивой основой, заряженного Юру Борисова и яркие аллюзии на неизменность времени, в котором всё так же на каждое наказание должно быть преступление. Потому и страшно.
Чрезвычайно быстрый, динамичный и кинематичный фильм. В нем лезущая из всех щелей драма не пережевывается в длинных философских планах, это не скорбное кино-мемориал, как ни парадоксально.
Источники вдохновения – их авторы, к слову, не скрывают, и в этом списке пять десятков имен режиссеров, литераторов, художников – просвечивают сквозь эстетские кадры. Будто фильмы Абуладзе и Германа стали вдруг клипами модной группы Shortparis (они на саундтреке поют «Полюшко-поле») – глаз радуется, разглядывая визуально полувымышленный мир, подрисованный до состояния гламура и наряженный художницей Надеждой Васильевой. Но помещенный, однако, в декорации вполне реального, с тех пор не сильно изменившегося города и в контекст Большого террора, проплывающего над головами в виде красного дирижабля с цифрами 1938 на пузатом боку.
Скелет «Волконогова» – своего рода «дорожное кино», где каждая остановка и каждый поворот предвещает герою судьбоносную встречу с отцом, сыном или дочерью безвинно убиенного, а зрителю – флешбэк из предпрошедшего времени, с почти нацистским юмором открывающий тайны минувшего. В частности, террор, направленный не столько против реальных, сколько против гипотетических противников действующей власти, и тотальную фальсификацию следственных дел, объясняемую правовым (!) характером государства, запрещающим карать подданных без суда и следствия.
Фильм Меркуловой и Чупова — притча, поэтому, несмотря на явные приметы эпохи, он происходит как бы в безвременье. Картина не претендует на историческую точность — она вдохновляется 30-ми годами, а не воспроизводит их
Тема прощения (или непрощения) палача делает фильм свежим и не очевидным, стоящим особняком от прочих лент о том, что делать и кто виноват. Быть не политическим, а гуманистическим.
За счет сформированного здесь художественного языка обращение к прошлому перестает быть эскапистской стратегией — и становится методом анализа современности, которая, если отбросить частности, нередко копирует 1937 год.
Очень важно снимать такие фильмы, которые не закрепляют подчиненное отношение к власти граждан, а наоборот, переосмысляют прошлое и демонстрируют возможность и необходимость борьбы с государственной машиной, всегда стремящейся подмять под себя человека.
Этот фильм будут ругать многие: кто-то за недостаточную смелость, кто-то за эстетизацию насилия. Многочисленные силовые структуры обязательно будут ругать за гротескное отображение их палачами. Но «Волконогов» идёт дальше, примеряя на себя маску псевдоисторического фильма, он за счет аудиовизуальной и жанровой игры рассказывает нам нашу историю. Да, гротескно, да, местами примитивно и в лоб, но абсолютно честно и узнаваемо.
Чупова и Меркулову абстракции не интересуют, они бьют точно в лоб — но делают это с такой хитрой ухмылкой, что им хочется простить любую пошлость. Но как ещё говорить о банальности зла, как не на его же языке?
Есть маленькая проблема, обычная для российского кино с вывертом. Фантазия и амбиции авторов не поспевают за художественным аппаратом. Арт тут творится только на площадке, перед камерой, собственно, в арт-департаменте. А в том, что касается именно кино, «Капитан Волконогов» остается типичным российским мейнстримом, причем даже не киномейнстримом, а сериалом.
С экзистенциализмом умела работать только Кира Муратова, с тоталитаризмом — только Алексей Герман, с зомбилэндом — только Балабанов. Все мертвы. Но даже на этом выжженом русском поле, на этом кладбище духовности можно поймать слабенький wi-fi, «Капитан Волконогов» снят при его помощи, эстафету принял. А значит, никто не прощен, ничто не забыто.
Режиссеры, как и главный герой, живут по уставу, чужим лекалам, лишь в критические моменты открывая для себя глубину реальной жизни. Понятно, что условный 1938-й — на века, оставил глубинный след в культурной и человеческой памяти, но если мы все будем ждать только красный дирижабль и речь о прощении, ничего же не произойдет.
Чем дольше бежал Волконогов, тем ярче в фестивальном зале горели огоньки смартфонов. Лента инстаграма все-таки перевешивает.
Персонажи стали частью кровавого сталинского барокко, где каратели центростремительно несутся в красных шароварах по каким-то инопланетным орбитам.
Ни у Волкогонова, ни у Суворова-Резуна и ни у кого из историков, люто ненавидящих Россию, ничего про подобные «практики» нет. Видимо, у авторов «Волконогова» свои связи с тем местом, куда попал их герой Веретенников.