Этот фильм очень важен и показателен для китайской кинематографии, набирающей обороты, пожалуй, менее бурными темпами, чем национальная экономика, но тоже – достаточно активно. Здесь существенно всё. И сам выбор темы, четвертью века ранее являвшийся неприемлемым, да и позже – наверняка не находивший официальной поддержки из-за неизбежно возникающей двусмысленности. И полемика вокруг исполнителя заглавной роли, в ходе которой высказывались опасения, что Юн-Фат Чоу, чьим родным является кантонский диалект, не справится с диалогами на мандаринском языке и вообще придаст образу древнего мудреца расхожие черты «мастера кунг-фу». И стремление выдержать высокие зрелищные стандарты, на что было потрачено $22 млн., причём впечатляющим батальным сценам намеренно придан подчинённый и ограниченный характер.
«Конфуций» — излишне почтительный байопик с Чоу Юнфатом в роли отца китайской государственной идеологии. Политическая драма оборачивается тягучим полотном блужданий изгоя с перебивками на новости смутного времени – окрашенного в багрово-кровавый заката эпохи Весны и Осени. Почти еретическую в своем старательном трагизме интонацию второй половины двухчасовой биографии должен скрасить эпилог, в котором оппоненты мудреца признают свои ошибки и возвращают седовласого старца домой. Увы, пять минут, в которые укладывается проповедь отказа от участия в политической возне в пользу строительства школьной системы, недостаточно убедительны. Хотя тезис о том, что из всех реформ наиболее эффективной для общества является образовательная, сам по себе звучит совершенно здраво.
Шансов стать удачным произведением искусства у китайского байопика было очень мало. Фильм снимали к двойному торжественному юбилею: в 2009-м исполнялось 2560 лет со дня рождения Конфуция и 60 лет со дня образования КНР. Понятно, что идеологическая безупречность трудов и дней одного из основателей китайской государственности даже за давностью лет не должна была вызывать никаких нареканий в отделе партийной пропаганды. Она, в результате, и не вызывает. Фигура Конфуция совсем свелась к этакому китайскому болванчику, затерявшемуся на ярмарке из всех подряд клише китайского костюмированного фильма. Впечатление, что какие-то шутники, вырезав из нового фильма с Чоу Юньфатом все сцены мордобоя, нарекли результат, в силу полного отсутствия кунг-фу, близким по звучанию именем. Дурацкий каламбур, зато полностью исчерпывающий смысл этого байопика.