Первый кукольный 3D мультфильм Коралина в стране кошмаров покажет нам историю одной девочки, которой очень не нравилось жить в нашем мире. И вот однажды прямо в своей квартире она нашла дверцу в фантастический мир. Там всегда весело, и он гораздо лучше настоящего, вот только, попав в этот параллельный мир, из него уже можно никогда не выбраться. И только соседи и говорящий кот смогут помочь Каролине спасти семью из страны кошмаров и вернуться домой.
Два человека, что подарили нам «Коралину», писатель Нил Гейман и аниматор Генри Селик — тоже из тех прекрасных людей, которые понимают одну важную штуку о детстве. Что детство — это не только розовые ленточки, рюшечки и свечки на именинных тортах. Это ещё и темные углы, страшные подвалы, в которых обязательно живут злобные зубастые ботинки, это невидимые глаза в темноте под кроватью и сладкое-сладкое ощущение томительного страха, накрывающее, когда думаешь обо всем этом. В «Коралине», сделанной Селиком по книжке Геймана, очень здорово удалось ухватить то, как удивительно сплетаются в мире ребёнка чудесное и страшное, волшебное и мрачное, обыденное и потустороннее. «Коралина в стране кошмаров» — блестящая кукольная фантазия от двух лучших на свете мрачных сказочников
Кому нужны шутки про пердёж, если на "Коралине" карапузы и сами будут попукивать от напряжения? На кой чёрт сдалась толпа постоянно болтающих животных, если за глаза хватит одного-единственного чёрного облезлого кота, который если и раскрывает рот, то строго по делу, а большую часть времени так и вовсе Молчаливо Содействует? Разумно ли делать антагонистку мало-мальски харизматичной, если есть замечательная возможность обрисовать её в таких зловещих красках, что даже взрослым людям будет откровенно не по себе? Боже правый, да в этом мультфильме даже песни поются исключительно устами отрицательных персонажей! Всё вышеперечисленное — в сочетании с бесподобной картинкой и чарующей музыкой — создаёт до того потрясающую, густую, буквально осязаемую атмосферу мрачноватой и одновременно доброй сказки, что не раствориться в ней нет никакой возможности.
Посмотрел с большим удовольствием. Маленьким детям это смотреть рано, а вот тинейджерам и взрослым посмотреть очень даже имеет смысл. Бурная фантазия, блестящее мастерство художников-аниматоров и яркая оригинальность - причем не только из-за выбранного средства отображения, но и из-за хорошей литературной основы. В результате получилось очень и очень интересное произведение - на мой взгляд, одно из заметных событий этого кинематографического года. А казалось бы - длинный кукольный мультик. Кто бы мог подумать...
Укоренившийся в массовом сознании миф о том, что режиссёром «Кошмара перед Рождеством» был Тим Бёртон наконец имеет возможность канут в лету. Как и в «Коралине в стране кошмаров» режиссёром является Генри Селик, а Бёртон же был только номинальным автором сценария. Хотя конечно звание главного готического мистификатора безраздельно принадлежит Бёртону, но Селик после «Коралины» вряд ли ещё долго будет оставаться в беспросветной тени своего "старшего товарища". Узнаваемая с первых кадров техника и неповторимый стиль - это самое главное что есть в «Коралине». И не важно, кто у кого и что взял: Бёртон у Селика, или Селик у Бёртона. Вместе с «Трупом Невесты» их творения, пожалуй, можно объединить в условную трилогию, в которой центральная линия - это существование другого мира, и не имеет значения, под землей он, в дереве с нарисованной ёлкой или просто за маленькой дверкой, скрытой под обоями. В кино идти обязательно. Ведь другой такой замечательный случай объяснить ребёнку, что «когда всё, что хочешь, тут же и получаешь» - это не очень хороший вариант, вряд ли скоро представиться.
Великолепно детализированный трехмерный мультик Генри Селика – тот редкий случай, когда применение 3D-технологии в кино оправдано экранизируемым материалом, а не тем, что «это же круто!». Мир-по-ту-сторону-дверцы, в который попадает Коралина, отличается от её реального мира не только более яркими цветами и красивостями – он в буквальном смысле живее и глубже, и выглядит волшебной сияющей иллюзией. Так, надевая в кино 3D-очки, отрешаешься от серой реальности и сам попадаешь в другой мир по ту сторону экрана. Для маленьких детей анимационная «Коралина» - пожалуй, триллер, но вместе с тем это трогательная, умная и уютная сказка, которая сообщает многое про самые главные в жизни вещи.
По духу «Коралина» напоминает смесь «Алисы в стране чудес» Кэрролла и «Страны приливов» Гиллиама. Тут и нора в мир, где все наоборот, и говорящий кот. И завораживающие жуткие детские фантазии, и страшноватое понимание, что эти фантазии родились из окружающего неблагополучия. Смешные сценки сменяют кусающиеся цветы и паукообразная нечисть, образы, как в кошмаре, становятся все тревожней. В результате, несмотря на абсолютно современный сюжет и декорации, включающие компьютер и мобильный телефон, «Коралина» гораздо ближе, чем многие выходящие мультфильмы, к настоящей старомодной сказке. Ведь в ней есть место не только стебу, веселью и умилению смешными зверушками, но и тому, от чего и взрослому временами становится страшно, а ребенку и вовсе захочется спрятаться под одеяло. А без этого сказка не сказка.
Фильм «Коралина в Стране кошмаров» снят по сказке Нила Геймана. Он придумывал эту жутковатую, но очень поучительную историю для своих подрастающих дочек. Она о том, как важно быть храбрым, и о том, что смелость — это не отсутствие страха, а умение, когда тебе жутко, все-таки действовать. Генри Селик сделал кино немного о другом. Дети, конечно, вынесут из приключений Коралины полезную для себя мораль. Но ключевая мысль адресована взрослым: самое страшное наступает тогда, когда твои мечты сбываются. «Бойся своих желаний», — гласит слоган фильма. Селик — потрясающий мастер кукольной анимации, невероятный фантазер, который наполняет каждый кадр тончайшими деталями и визуальными подробностями. Сложно даже сказать, какой из двух миров удивляет больше.
Говоря о «Коралине», следует обязательно сообщить о замечательной технике: это кукольная анимация (ни единого пикселя!), снятая в 3D, результат адского труда и чистое искусство. «Коралину» Селик сделал по детской новелле Нила Геймана, сохранив как многочисленные отсылки к Кэрроллу, так и патентованную смурную готику оригинала. Методы Селика более действенны: если Гейман с довольно неприятными вкрадчивыми интонациями нашептывает, что детство— это не только кафе-мороженое и девочка на шаре, но и одиночество с депрессией, то Селик, вскружив зрителю голову, попросту кидает его кубарем в кроличью нору. Детство, каким бы оно ни было, — там.
"Коралина" не один год пугала издателей, которые считали ее жуткой, хотя видали мы сказки и пострашнее. После "Темных начал", да хоть и кровожадного "Гарри Поттера", сказка про девочку, которая не захотела, чтобы ей пришили пуговицы вместо глаз — это просто крем-брюле. Дело вообще не в этом. Генри Селик, снявший "Кошмар перед Рождеством", и менее известный, но прихотливый "Джеймс и гигантский персик", сделал безупречный по части вкуса фильм. Когда девочка идет по холмам и начинается дождь, можно ощутить и влажный воздух, и холод так, как получалось в десять лет. В камере Селика стоит фильтр, который придает особой значительности вещам и событиям. С таким фильтром свойственно смотреть на любой предмет, если в вас метр с небольшим росту, а в голове уже много соображений на любой счет. Когда Коралина в Зазеркалье — краски густеют, а камера летает, быстрота событий и пышность обстановки — приметы блиц-крига обольщения. Когда обольщение обратится своей изнанкой, другой мир будет рассыпаться со сладостной жутью. Дети это любят — и другой мир, где кормят булочками, и еще больше — жуткую жуть.
Как ни странно, «Коралина» вышла не только захватывающей, интересной или страшной, но и трогательной, чего добиться режиссеру-аниматору значительно сложней. Взрослые буквально млеют при просмотре от каждого кадра. Как-никак, любая проработанная Селиком деталька живет своей собственной жизнью. Дети дошкольного возраста временами опасливо жмурятся и причитают что-то вроде: «Мама, мне страшно». Впрочем, на предложение покинуть зал - отнекиваются, набираются храбрости и продолжают следить за похождениями забавной синеволосой девчушки.