События фильма Крабат. Ученик колдуна происходят в XVII веке на территории Германии. Мальчик по имени Крабат остался без родителей и попал на таинственую мельницу, где он стал работать подмастерьем. Однако оказалось, что под прикрытием мельницы скрывается школа чёрной магии, и её глава требует воистину высокую плату за обучение тёмному искусству. Только любовь способна будет спасти того, кто продал душу за обладание запретным знанием.
История Крабата добрая и поучительная. Тем не менее, любителям сказок младше возраста главного героя будет не очень легко ее понять – в большей степени из-за манеры и средств повествования. Совсем юным зрителям, возможно, будет утомительно следить за безрадостным пребыванием Крабата на мельнице. Им не подарят ощущения праздника, зато окунут в психологизм. В этом главное отличие фильма Марко Кройцпайнтнера от экранизированных приключений Гарри Поттера, сравнение с которыми неизбежно. «Крабат…» - истинно европейское кино. Оно глубже, но дешевле голливудских блокбастеров. И ни один из этих факторов не является в данном случае недостатком. «Крабат. Ученик колдуна» - красивая сказка, рассказанная тонко, умело и необычно. Ее сняли для тех, кто жаждет не развлечения, а погружения в мир магии и любви. Последняя, как и положено, всемогуща.
"Крабат" и по части концентрации художественных достоинств на единицу времени, и с точки зрения содержательной выглядит интересней и умней своего простоватого голливудского коллеги. Физические страдания здесь не по-сказочному натуралистичны. Магия — вещь практичная, жуткая и бессердечная — в отличие от подсахаренной поттеровской, которой дурят детям голову. Жернова судьбы перемалывает кости в самом деле. Финальный же взрыв на сатанинской мельнице символизирует не прогресс компьютерной анимации, а конец средневековья и рождение нового человека, притом кровавое — в фильме насчитывается два трупа со следами насильственной смерти и одна попытка суицида. Понятно, что за такие номера люди, проставляющие "Гарри Поттеру" штамп "для семейного просмотра", уже рассмеялись в лицо режиссеру Марко Крейцпайнтнеру: у "Крабата" нет никаких шансов завоевать аудиторию по ту сторону Атлантики, и оценить пентаграммы на лбу героев, игры с числом двенадцать и сеансы черной магии с участием несовершеннолетних юношей смогут только в образованной Европе.
Новая история про мальчика-колдуна? Еще один паразит на Гарри Поттере? Ничего подобного. «Крабат» гораздо ближе к немецким киносказкам 1970-х, всем этим буквальным и мало отличимым от хорроров переложениям братьев Гримм, чем к современной детской франшизе, сознательно несущей в себе сериальную эпичность, педагогический заряд и эскизы для целой линейки сопутствующих товаров.
Не совсем понятно, кому из нынешних представителей целевой аудитории все это может быть интересно. Для того чтобы привлечь в залы целевую аудиторию, создателям картины надо было бы привлечь на роль злого волшебника Мэрилина Мэнсона, а прочих героев заставить решать какие-нибудь пубертатные проблемы. А так «Крабат» вызовет какие-то чувства разве что у наименее циничной части взрослой аудитории.