В фильме Красные огни женщина-парапсихолог, находясь на грани громкого открытия, обращается за помощью к знаменитому экстрасенсу, бросившему исследования паранормальных явлений тридцать лет назад
Другое дело, что финальная мысль рассказана, пожалуй, чересчур подробно – для публики, не привыкшей схватывать на лету; персонаж Элизабет Олсен действительно дан слишком пунктирно, так что без нее, вероятно, можно было бы обойтись вовсе (насчет ненужности героя Тоби Джонса упреки критики не срабатывают чисто технически: «мост» между полюсом «науки» и полюсом «суеверия» был здесь сюжетно необходим). Тем не менее «Красные огни» не только отточены визуально, но и вполне грамотно сделаны драматургически.
И до поры до времени Кортес держит историю их идеологического столкновения с известнейшим медиумом Саймоном Сильвером (Де Ниро) в тонусе — напряжение накапливается медленно и изящно, хорошие актеры убедительно приподнимают околомистическую ерундовину до уровня почти вменяемой человеческой драмы (на подхвате у ветеранов Де Ниро, Уивер и Мерфи есть и талантливая молодежь в лице Олсен и Робертса), и к заключительной части фильм на экране приятно искрит и немного плавится.
Кортес («Погребенный заживо») как минимум умеет завладеть вниманием, да и карта у него сильная: Сигурни Уивер, которой со времен «Имитатора» не доставались такие роли, Мерфи, который на самом деле тут главный герой, и, конечно, Де Ниро в качестве туза — на автопилоте способный сыграть любую степень инфернальности. Плюс крайне соблазнительный сюжет, плюс формальные эффекты, к которым автор питает необычайную слабость: по фильму разбросаны бомбочки, взрывающиеся с оглушительным треском.
А Кортес до последнего водит зрителя за нос, заставляя гадать, настоящий тот волшебник или липовый, и в итоге сам выступает в роли фокусника, предъявляя финальный твист в стиле Найта Шьямалана.
"Красным огням" очень повезло с актерским составом, и не очень – с режиссером, а точнее его стремлением реализовать сюжет, на который у него, увы, пока что просто не хватило опыта. Стоило бы сперва потренироваться еще на паре-тройке проектов вроде того же "Погребенного…", или чего другого из этого жанра, но чуть менее замысловатого.
Фильм получился не плохим, а просто заурядным. Он не вызвал особо негативных эмоций, местами даже не давал скучать, просто от режисера обласканного критиками «Погребенного заживо» хотелось чего-то оригинального, особенно когда имеешь дело с такой противоречивой и сложной тематикой, как медиумы, паранормальщина и т.д. Очень жалко, когда фильм с такими замечательными актерами, как Киллиан Мёрфи и Элизабет Олсен, а также с такими культовыми фигурами от кино, как Роберт Де Ниро и Сигурни Уивер, далек от ожиданий.
Фильм степенный, снятый оператором Хави Хименесом в духе политических триллеров Пакулы, Поллака и Франкенхаймера, с едва уловимой музыкой Виктора Рейеса и продуманными актерскими работами. Не хватает только более четкой мысли, которую хотелось бы задержать в голове после просмотра, но именно в этом, боюсь, и была задумка Кортеса.
Кортес – один из немногих современных режиссеров, которых можно по праву назвать наследниками Хичкока. Он не без самодовольства играет со зрительскими ожиданиями, быстро убивает одного из главных героев и мастерски ставит в буквальном смысле зубодробительную сцену, в которой Мерфи с десяток раз бьют в лицо. Но неизбывная неряшливость стиля постоянно подрывает доверие к его рассказу. А как только уходит правдоподобие, фильм рушится, словно карточный домик, и под конец зрителю не остается даже приятного послевкусия.
Впрочем, когда уже перестаешь вообще на что-либо надеяться, режиссер вдруг радует энергичной дракой, свидетельствующей о том, что у них там в концертных залах, которые собирают экстрасенсы, очень хрупкие раковины в туалетах, зато университетские физики — крепкие парни и работа у них опасная, того и гляди тебя окунут головой в унитаз за неуемную научно-исследовательскую пытливость.
Некоторое разочарование от этого в целом симпатичного фильма наступает уже к финалу, когда с горестью осознаешь, что ничего важного здесь попросту нет. «Красные огни», как бодро начавшийся телесериал, как зачин для новых «Секретных материалов» — этой картине бы длиться несколько лет, плодить с каждой последующей серией новые загадки, а потом тихонечко закрыться, не отвечая ни на одну из них, из-за какого-нибудь внезапного падения рейтингов.
И все же противостояние рационального и иррационального выходит совершенно неубедительное: научный работник истерит, большой артист мастерски кривит рот. В финале, как полагается, припасен сюрприз, но такой, что даже и не тянет о нем рассказать.
Художественный фильм «Красные огни» неумело эксплуатирует тематику паранормальных явлений, местами больше напоминая вялотекущее телешоу о разоблачении экстрасенсов, нежели настоящий триллер. Основная причина этого кроется все же не в талантах Роберта Де Ниро, Сигурни Уивер и Киллиана Мерфи, которые достойно отрабатывают выданные им типажи, а именно в сценарии картины, где Родриго Кортесу не хватило терпения, чтобы сделать ее персонажей смелее и интереснее.
Расшатывает этот неустойчивый, а потому завораживающий баланс научного и магического какая-то мутная, неизвестно зачем нужная лирическая линия (отношения молодого ученого с очень молодой студенткой). Но более всего странным выглядит участие в конфликте героини Сигурни Уивер: вроде бы задав тон всему действию (и хочет по личным причинам верить в чудеса, но образование не позволяет), она пропадает из повествования самым надежным и решительным способом, не появившись с Де Ниро ни в одной совместной сцене. Это, кстати, способно разочаровать похлеще любого разоблачения.
Трое замечательных артистов пытаются убедить нас, что «Красным огням» нужно верить, но сюжет не клеится, и невооруженным глазом видны откровенные провалы. Все это пошатывает и сам жанр триллера, потому что не страшно вовсе. Уивер и Де Ниро даже ни разу не пересеклись в фильме
Ну а когда для дуэли с разоблачителем на сцену выкатывают слепого Де Ниро, картина начинает спотыкаться всерьез. Кортесу остается только прикрываться жанровой условностью триллера и оттягивать тот момент, когда ему, как и всякому фокуснику, придется достать из рукава решающий туз. Финальный же поворот оказывается настолько пижонским и несуразным, что поверить в него будет не просто даже самому доверчивому зрителю.
Абсурд – это, пожалуй, ключевое слово в этом практически двухчасовом действе. Первыми в жанровом списке этой картины значатся ужасы, которых там нет и близко. Мёртвые воробушки под дверью, взрывающиеся светильники и полёты над унитазами Киллиана Мёрфи – вот вам все ужасы. И как же обидно осознавать, что Родриго Кортес, столь ярко заявивший о себе "Погребенным заживо", так быстро испохабился и умудрился загубить ленту с мощнейшим актёрским составом.