В фильме Красный штат религиозная община берёт трёх подростков в заложники и запирается в церкви. Священник планирует привести их в жертву, дабы обратить людей в веру. Пытаясь спастись от мучителей, подростки находят комнату, заполненную огнестрельным оружием и боеприпасами.
«Красный штат» стоит посмотреть для того, чтобы понять — что же Кевин Смит пытается донести через свои комедии. Подскажу — пока вы тут играете в толерантных идиотов у вас под боком растет банда нацистов-идиотов, которые вас будут убивать, а вы, радостно млея, будете подставлять свою голову под пули. Вердикт: жесткая социальная сатира с горой трупов и зашкаливающей жестокостью. Кевин Смит — прирожденный убийца толерантности. Рекомендую.
Кевин Смит наконец-то повзрослел! Распрощался с нелепыми одеяниями Молчаливого Боба, лишь оставив за собой право – уже в обличии заключённого, выказывающего недовольство речами упрятанного за решётку пастора – сказать последнее слово. Не просто отказался от тем, занимающих голову тинэйджеров и инфантильных великовозрастных соотечественников, а недвусмысленно указал на то место, которое всё это занимает на самом деле, «в жизни».
Красный штат» восхитительно непредсказуем. Никогда не знаешь, чем закончится следующая сцена: познакомив нас с тем или иным героем, режиссер может хладнокровно убрать его с пути и без всяких сожалений переключиться на кого-нибудь другого. С этой завораживающей хаотичностью он ведет свой фильм к финалу с иерихонскими трубами, всепрощающими копами и смиренными террористами. Своему главному герою, гротескному обезумевшему проповеднику, из чьих уст льются вопиюще антиобщественные речи, Кевин Смит, похоже, даже отчасти сочувствует. Во всяком случае над ним он смеется не больше, чем над его оппонентами, а это, признаться, смелая позиция в нашем мире победившей политкорректности.
Море крови, много стёба, неожиданные повороты сюжета и т.д. Те, кто ожидает увидеть настоящий фильм ужасов, глубоко разочаруются, в этом сомнения нет. "Красный штат" – это просто эксперимент от Кевина Смита, который, возможно, испытывает кризис жанра и уже не знает в какие тяжкие ему податься. Вот его и занесло в религиозно-фанатическо-кровавую тему. Получилось достаточно забавно.
Те, кто привык ценить Кевина Смита как комедиографа, скорей всего, отнесутся к его попытке быть в "Красном штате" относительно серьезным с благожелательным, но сдержанным интересом, который так по-настоящему и не будет вознагражден до самого конца этого короткого малобюджетного, небрежно сбацанного за четыре месяца на коленке очерка нравов американской провинции. Именно нравов, ярких портретов, обычно хорошо удававшихся Кевину Смиту эксцентричных характеров недостает "Красному штату", который как-то сразу увлекается слишком обычными ситуациями и какими-то собирательными в своей типичности персонажами.
Первая часть фильма, собственно, морально готовит зрителя к тому, что вот-вот разразится нечто вроде продолжения фильма ужасов "Хостел", при этом пастор секты самозабвенно "толкает" велиречивые, хамские и затянутые речи в стиле фильмов Смита. Во второй части начинается штурм убежища этого "белого братства", а закончиться всё привычно необычно, простите за каламбур. Кевин Смит повеселился в очередной раз, угостив фанов кусочком своего фирменного рагу.
Поклонники Кевина Смита вряд ли оценят его уход от комедий по достоинству, а простые зрители будут озадачены либо минимумом «мяса», либо медленным действием. Поэтому «Красный штат» стоит рекомендовать к просмотру лишь тем, кто уважает попытки режиссеров заняться не привычным для себя жанром и интересуется религиозным фанатизмом…
Видимо, Смит просто принадлежит к тем постановщикам, которые сильны в одной области. В данном случае — на поле разговорной комедии. Попытка сбацать триллер тут же выявила, что мужик не попадает в ритм иного жанра и средне нагнетает саспенс. Что касается сатиры и черного юмора, воплощенных в репликах персонажей, то они, будучи качественными сами по себе, удручающе выбиваются из контекста брутального кино про фанатиков веры. Становится неловко за Смита, совсем не понимающего, что он влез со своим уставом в чужой монастырь.
Истории, определенно, не хватает стройности и вдумчивости: стихийного задора агитки здесь гораздо больше, чем последовательности кино. Начиная с хоррора про то, как поехали отдохнуть детки, но попали в клетки, Смит сворачивает в сторону карикатуры на церковников (чем он в принципе занимался и в «Догме», только в комедийном жанре), а под конец выруливает к финальной сцене из коэновского «Сжечь по прочтении»: люди в черном обсуждают, что это вообще было. Только вместо коэновского вселенского идиотизма тут всем правит системная злоба.
"Красный штат" повествует об интересных подводных течениях в современном американском обществе. Источниками вдохновения для него явно послужило кривляние безумных христианских сект с лозунгами типа "Бог ненавидит педиков" и поведение агентов Бюро контроля за оборотом алкоголя, табачных изделий и огнестрельного оружия при осаде базы одной из американских экстремистских сект в городе Уэйко, штат Техас. Майкл Паркс великолепен в роли помешанного на оружии благообразного злодея, который, в ожидании Апокалипсиса и собственного вознесения на небеса, посвящает всего себя казням гомосексуалистов во имя Иисуса (при этом основные молодые персонажи гетеросексуальны, а убийства геев не вызывают ни малейших эмоций).
«Штат» — грошовый сатирический хоррор категории «Б», в котором правила игры на ходу не столько переосмысливаются, сколько просто нарушаются. Там есть удачные сцены и забавные роли — причем на Гудмана смотреть интереснее, чем на бенефис очень почитаемого в определенных кругах Паркса. Смит по-прежнему довольно силен в работе со словом — хотя 12-минутная проповедь о вреде гомосексуализма (в 80-минутном фильме), явно задуманная как tour de force, на деле просто тупо ломает ритм.
Смит ни на секунду не забывает о том, что должен быть какой-то смысл, связанный с религией. Приплетает местных нацистов, подробно описывает жизнь секты, демонстрирует, как все одним миром мазаны. Но в серьезном тоне ему оказывается попросту нечего сказать. Выглядит так, будто пухлая физиономия, созданная для улыбки, пытается сделать скорбное выражение лица: нет-нет, да проскочит что-то комическое. Проблема Смита в том, что избранный им метод компоновки цитат идеально подходит только для комедии. И, что ни собирай, все равно она и получится. Не говоря уже о том, что строить подобным образом вроде как серьезный религиозный хоррор - не комильфо.