Фильм Крецул расскажет о чемпионе Европы по дзюдо и его нелёгкой судьбе. Вернувшись в Кишинёв с Олимпийских игр в 1997 году к своей молодой жене, через несколько дней после свадьбы Олег Крецул попадает в страшную аварию. Лишившись любимой жены и зрения, он теряет самого себя, оставшись ещё и без средств к существованию и возможности вернуться в большой спорт. На помощь приходит друг детства Олега, помогая ему справиться с выпавшими на его долю испытаниями и найти новый смысл жизни. Это кино о настоящей дружбе и взаимовыручке, о том, как найти в себе силы, чтобы жить дальше, лишившись буквально всего.
Фантастические исполнители главных ролей, не будучи родственниками, делят одну фамилию на двоих — Никита Волков и Сергей Волков. Их герои образуют единого Крецула, напоминая о стишке непопулярного ныне поэта, как два скелетика втерлись в рай, имея один билет.
Крепко поставленное, очень искреннее и правдивое кино о мужской дружбе, в которой может не быть высокопарных речей, но есть место для взаимного уважения и поддержке при любых обстоятельствах.
Молдавская фамилия Крецул звучит как название какого-то крепкого минерала, чего-то, что выдерживает внешнее давление, в чём есть сила. Александре Лихачёвой удаётся это ощущение передать. Её фильм — нестандартный спортивный байопик, который намеренно избегает многих жанровых клише. Напротив, это самобытный фильм о спортсмене, в котором человеческого больше, чем спортивного, а главные достижения происходят за пределами олимпийского ринга — в сердце человека.
Это кино рассчитано не столько на зрителя как пассивного наблюдателя, сколько на соучастника, а то и соавтора. Если в кинозале будет хоть один режиссер, для судьбы фильма это будет только лучше. Того и гляди категория «кино про спорт» станет полем для экспериментов.
Достойное авторское высказывание о природе дружбы и силы характера. Пусть действие чуть затянуто, а документальная вставка с реальными Крецулом и Глигором не вполне органична, фильм по-своему очарователен.
Для дебюта фильм “Крецул” на удивление хорош. Тем более интересно, что настолько “мужское” во всех смыслах кино снято девушкой. Отход от гендерных стереотипов вместе с востребованной сегодня темой инклюзивности делают фильм вполне актуальным, современным и даже каким-то нездешним.
«Крецул» — кино не для всех, которое едва ли станет сенсацией проката, но это качественная фестивальная картина. В иных обстоятельствах она могла бы победить в Карловых Варах или попасть на другой значительный европейский киносмотр. Сегодня остается «Короче», но мощь рассказанной правдивой истории меньше не становится.
В «Крецуле» наглядно показано, как нужно снимать о людях с инвалидностью — без надрыва и жалостливого восторга, с уважительной дистанции и глубоким сопереживанием. В самые драматические моменты камера останавливается на удалении, позволяя блистательным тезкам-Волковым выразить, сконцентрировать в себе то, что мгновенно теряет ценность, стоит произнести это вслух. Может быть, разговоры по душам и были (нужны), но в кино они сразу бы приняли характер морализаторского объявления на весь зал. А жизнь прожить — не в партер перейти.
Картина расплывается визуально и драматургически, периодически взбадривая зрителя VHS-вставками, которые, кажется, впервые в кино последних лет не выглядят инородными. Виной тому то ли техническая скомканность, то ли неспособность создателей ближе подобраться не столько к истории прототипов, сколько к их эмоциональному опыту.
В фильме больше монотонного спортивного быта с гостиничными коридорами и столовскими обедами, чем собственно соревнований, снятых без всякого пафоса и адреналина,— эмоциями борьба окрашивается только ближе к финалу, когда Крецул получает травму, но все равно выходит на татами. Диалоги звучат обрывочно и неуклюже, как в жизни, и пауз в них больше, чем слов.