Фильм Легенда о Зелёном рыцаре это приключенческая фэнтези история с возрастным рейтингом 16+ от сценариста и кинорежиссёра Дэвида Лоури (Пит и его дракон). Сюжет картины основан на поэме "Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь" имя автора которой из XIV века, к сожалению, не дошло до наших дней. Хронометраж картины заявлен довольно большим, более двух часов, и составляет 125 минут экранного времени, включая титры. Среди продюсеров проекта числится также Тим Хэдингтон (5-я волна, В краю крови и меда, Хранитель времени).
Действие развернётся в стародавнюю эпоху рыцарей и магии. В те времена, когда для человека честь была превыше всего. Таинственный зелёный рыцарь бросает вызов сэру Гавейну, рыцарю Круглого Стола, и тот принимает его. И теперь наследник великого Короля Артура должен отправиться в опасное и далёкое путешествие по проклятым землям, чтобы встретить там свою судьбу и найти ответы на накопившиеся многочисленные загадки и вопросы. Впереди его ждёт немало преград, но рыцарская доблесть, смелость и отвага зовут его в бой, помогая двигаться вперёд и преодолевать серьёзные жизненные трудности.
Актёрский состав фильма включает в себя таких артистов, как Дев Патель (Лев, Отель «Мэриголд». Заселение продолжается, Робот по имени Чаппи), Алисия Викандер (Tomb Raider: Лара Крофт, Погружение, Тюльпанная лихорадка), Джоэл Эдгертон (Стертая личность, Опасный бизнес, Оно приходит ночью, Джейн берет ружье), Сарита Чоудри (Голограмма для короля), Шон Харрис (Миссия невыполнима: Последствия, Макбет, Избави нас от лукавого), Кейт Дики (Город Эмбер: Побег), Барри Кеоган (Убийство священного оленя, Дюнкерк), Эрин Келлиман (Хан Соло: Звёздные Войны. Истории), Ралф Айнесон (Ограбление в ураган, Книга джунглей), Хелена Браун и других. Музыку к этому приключенческому фентези написал Дэниэл Харт (Пит и его дракон, Вернуть отправителю). Прокатчиком на территории РФ выступает компания «Вольга». Дата премьеры в кинотеатрах России должна состояться двадцать шестого августа 2021 года.
Чудесный зверь, прошедший мимо радаров крупных фестивалей. А очень зря. По своей кинематографической силе «Рыцарь» безусловно второй фильм года после «Аннетт» Леоса Каракса. У Лоури получилось невероятно гипнотическое, сшитое из сновидческих образов кино о смерти. Всё в нём напоминает о неизбежном конце, о незначительности человеческого существования, и даже капли воды играют музыку смерти.
Это фильм-охотник, и даже спустя неделю или две он не отпускает от себя, заставляя вспоминать бесконечные туманные поля, через которые бредут великаны под музыку Дэниэла Харта, и думать о том, почему Лоури не выбрал на главную роль более юного актера, нежели Дев Патель.
И притча, и мрачное фэнтези, и рыцарский роман — у режиссера Дэвида Лоури получился один из самых оригинальных, чарующих и глубоких фильмов этого года. «Легенда о Зеленом Рыцаре» захватывает визуально и погружает в сумрачный мир безгеройного времени, которое страшно напоминает наше настоящее.
Повествовательная убедительность «Легенды о Зелёном рыцаре» такова, что понять смысловую подоплёку сможет практически каждый, и это служит лишним доказательством того, какую трудную работу провёл Лоури. Используемая им визуальная поэзия позволяет сотворить тот самый рассказ, которого у Гавейна в самом начале не было.
Хотя перед нами не фильм ужасов, но отдельные моменты наверняка оценят поклонники мрачной эстетики. Особенно сцены, где в качестве реквизита используются скелеты.
Если говорить об источниках вдохновения, то «Рыцарь» ближе всего к «Истории призрака» того же Лоури. И не только потому, что Эндрю Дроз Палермо рисует очаровательную и вместе с тем пугающую картинку, но и потому, что, как и завернутый в простыню Кейси Аффлек, Гавейн совершает больше духовное путешествие, чем физическое.
Бесконечно красивый (до вычурности красивый!) путь. Это ровно та же слякотная и разбитая дорога к трагическому величию, что и в «Короле Англии» с Тимоти Шаламе и «Макбете» с Майклом Фассбендером. Здесь дуют те же холодные ветра, что и в «Ведьме» Роберта Эггерса и «Солнцестоянии» Ари Астера.
Если задуматься, во многих мифах героизм сопряжен с лукавством, шулерством. В равном поединке одолеть циклопа было бы не под силу даже Одиссею, — как не избежать простому смертному усекновения головы, раз топор уже занесен. И тут происходит подмена понятий, которую стоит рассматривать в каждом мифе отдельно, но в случае «Легенды о Зеленом рыцаре» все выглядит кристально ясно.
Автор трансформирует одну из поэм о дворе короля Артура в современное, переосмысляющее и жанр фэнтези, и литературный источник – но без потери многочисленных смыслов последнего – произведение невероятной аудиовизуальной красоты.
Острая, современная повестка органично вписывается в столь на первый взгляд архаичное (опять же в хорошем смысле) повествование. «Легенда о Зеленом Рыцаре» не только фильм взросления, но еще и экопритча о человеке и природе, об этом вечном столкновении и противостоянии, редко сегодня ведущем к гармонии – а надо бы.
Лоури руководствуется прежде всего логикой живописца, кладет оттенки так, как ему это кажется наиболее органичным, — и не только в плане визуальной работы, хотя она безупречна, но и сочетая смыслы, аллюзии, цитаты. И то, что ему это удается, лучше всего свидетельствует о каком-то очень личном отношении.
К «Легенде о Зеленом рыцаре» нужно подходить с серьезностью и осознанностью, так как тот самый «фильм на подумать», который вознаграждает смотрящего своим уникальным подходом к повествованию и густой атмосферой.
За новую адаптацию взялась студия А24, выпускающая медленные хорроры, истории взросления и умное независимое кино, и при желании картину Лоури можно отнести к любой из этих категорий или ко всем сразу.
Так «Легенда о Зелёном рыцаре» становится не потерявшей актуальности по сей день экологической притчей. Мол, если люди продолжат относиться с неуважением к природе, использовать её, причинять ей вред, рубить ей голову с плеча, не задумываясь о последствиях, то природа обязательно возьмёт своё. Все мы однажды станем её частью, когда умрём, вопрос только в том, как скоро это наступит. Лоури наглядно преподаёт этот урок в конце своего фильма.
Кино для американца Лоури — тоже своего рода колдовство, инструмент создания идеальной, бесконечно прекрасной вселенной, подчиняющейся особым законам. Он с видимым удовольствием играет с цветом, светом, звуком, со «слепым кастингом», не учитывающим расовую принадлежность актеров, и, наконец, с самим временем: где еще, кроме кино, можно за пару минут промотать туда и обратно всю человеческую жизнь?
Возможно, в чувствительном поле сегодняшнего дня, где гендерные конвенции бесконечно пересматриваются, препарируются и осмысляются в других регистрах, мораль Лори прозвучит излишне традиционно и даже старомодно, как и положено романам о рыцарях: благородство не потеряло в цене.
Главное достоинство фильма Лоури — это не попытки заполнить лакуны или концептуальные связки между веком XXI и XIV, а визуальная эквилибристика. Панорамирование на 180 градусов (и обратно) становится более искусным аналогом флешфорварда/галлюцинации — искусный трюк без видимых склеек позволяет показать мертвого и одновременного живого Гавейна.
«Зеленый рыцарь» Лоури, впрочем, из почтенного пыльного канона, очевидно, выпадает: это нечто среднее между «Монти Пайтоном» и «Мертвецом» Джармуша, психоделический трип по артуриане — одновременно пересказ, комментарий и радикальное переосмысление поэмы.
У Лоури получилось завораживающе красивое кино; «Зеленый Рыцарь» — тот случай, когда просмотр вызывает желание поместить отдельные кадры в рамки и оформить ими стены. Красота эта неяркая, приглушенная.
Замкнутые удушливые закругленные замковые пространства сковывают Гавейна, в то время как просторные даже лесные пейзажи служат его освобождению — физическому и нравственному. В одном из последних предстает картина вырубленной, «обезглавленной» чащи, от которой остались одни пни, что считывается как немой укор цивилизации.
Вышло нечто совершенно иное. Строго говоря, конечно, это не экранизация поэмы, это такие фэнтезийные режиссерские реминисценции, вдохновленные как самой поэмой, так различными кинематографическими произведениями, к которым Лоури временами делает различные отсылки.
Не хрестоматийное фэнтези, а книга с заголовком «Тысяча и один способ заснять лес так, чтобы челюсть упала на кроссовки». С небольшими примечаниями о том, что такое честь, где заканчивается храбрость и начинается безрассудство и почему не стоит затевать пьяный спор с двухметровым лесным чудищем.
«Легенду о Зелёном рыцаре» можно так и воспринимать — как красивую, медитативную притчу. А можно глубоко копаться и выискивать смыслы, трактовать их на свой лад. Но равнодушным фильм мало кого оставит.
У Дэвида Лоури получился запоминающийся, фантастически красивый фэнтези-фильм с очень похожим на древний эпос повествованием.
Кажется, весь фильм затевался ради последних двадцати минут, в котором режиссёр испытывает Гавейна на прочность. В финале его образ полностью раскрывается: становится окончательно ясно, что он не имеет ничего общего со своим прототипом из поэмы. В легенде это был прежде всего рыцарь без страха и упрёка. В фильме — обычный человек с изъянами.
Лихая экранизация «Сэра Гавейна и Зеленого рыцаря», входящей в артуровский цикл поэмы XIV века. Киноадаптация Дэвида Лоури получилась и иронично злободневной, и по-хорошему старомодной
Замечательное литературное произведение действительно нуждалось в гораздо более тонком и вдумчивом переложении на киноязык. Дэвид Лоури, к счастью, не испытал в процессе претворения замысла в жизнь трудностей, подобных тем, с какими столкнулся предшественник
Насмешливая деконструкция рыцарского мифа с рассуждениями о неизбежных изъянах человека (мужчины в первую очередь - 2021 год же на дворе), о тяготах взросления и неумолимости природы (в фильме этот книжный мотив получил мощное и довольно ироничное развитие) - неплохой рецепт для амбициозного кино, рассчитанного на не самого массового зрителя.
Серьёзное кино по факту оказывается шуточным, мрачное тёмное фэнтези — сказочной притчей с хитрым, добрым сюрпризом. Она не столько даже о превращении трусливого пацана в храброго мужчину в последний момент, сколько о том, насколько трусость завязана на личных амбициях.
Фильм, разумеется, и не обязан быть прямой экранизацией средневекового текста, но в данной версии Гавейн не вызывает никакого сочувствия. Он слаб, подвержен порокам, он крайне неосмотрительно ведет себя в подозрительных ситуациях, да и выживает в основном благодаря везению (ну или раскиданным по сюжету роялям).
В фильме эта прозрачная идея замутняется бесконечным набором совершенно невнятных, хотя снятых с впечатляющим размахом приключений. Каждое из них — чистая отсебятина.
Самая большая проблема, впрочем, даже не в сохранении верности оригинальному тексту, сколько в том, что выбранное Лоури для заключительной конфронтации Гэвейна и Зеленого Рыцаря решение выглядит, мягко говоря, спорным и, главное, лишенным какой-либо убедительной необходимости.
На самом деле здесь нет ни глубины, ни попыток донести идеи до зрителей. Всё, что есть у фильма (кроме попыток казаться умнее, чем есть на самом деле) - это необычные картинка и звук, не больше. Но и не меньше.