Здесь есть всё — и шутки с юмором, и добродушная сказочная атмосфера, не пытающаяся устраивать триллер из каждого поворота событий, и калейдоскоп видовых кадров, всерьёз спорящий с самим Кэмероном, и триде-аттракцион без натужного педалирования этой самой трёхмерностью, и эдакое «в мире животных» с элементами вполне квазидокументальных подробностей повадок представителей отряда совиных. Ну и, в конце-то концов, чего стесняться, в мультфильме Снайдера всё просто безумно красиво, как технически, так и художественно, а под музыку малоизвестного покуда композитора Дэвида Хиршфельдера этот видеоряд становится просто волшебным в самом высоком смысле этого слова.
Есть в «Легендах ночных стражей» нечто такое, что трудно осознать и ещё труднее выразить словами. Однако именно это загадочное нечто заставляет смотреть на пернатые чудеса, раскрыв рот и затаив дыхание. Фильму удаётся увлечь на счёт раз, растворить в себе, заставить отбросить любые посторонние мысли и оставить попытки анализа-осмысления на потом. Осознание неидеальности «Легенд» приходит уже по дороге домой, а во время просмотра вселенная за пределами экрана просто перестаёт существовать. Что, как ни крути, признак подлинного искусства.
Взрослые зрители не найдут для себя никаких новых, революционных идей в этой картине, но оболочка традиционной истории настолько очаровательна, что наблюдать за развитием событий очень интересно. Главное, что следует знать об этой картине: она прекрасна. Визуальное удовольствие от фильма огромно: «какие перышки, какой носок!» А сцены полетов вообще выше всяких похвал. Без 3D, конечно, мультик потеряет 90% своего обаяния. «Легенды ночных стражей» - это практически «Аватар», только для детей. Впрочем, и для взрослых тоже, - все любят сов. Претензии, по сути, только две: во-первых, очень раздражает героиня-змея. А во-вторых, перед началом фильма показывают какую-то мерзость в духе первых анимационных картин, с погонями и ядерными боеголовками, но в три дэ.
Cовы получились чертовски выразительными, эмоции передаются очень тонко, равно как и движения, жесты. Вообще, природная комплекция сов оставляет желать лучшего: голова утоплена в туловище, клюв утоплен в голову, отчего создаётся впечатление, что летит обрубок бревна, особенно в профиль. Перед аниматорами стояла сложная задача, и они её с блеском выполнили — их совы двигаются не менее изящно, чем какие-нибудь гордые орлы или драконы, что не может не радовать. Вся графика 3D-мульта выполнена на пять с плюсом и вполне заслуживает «Оскара» в своей номинации. Иногда кажется, что подзабытый «Аватар» нервно покуривает в сторонке. Юмора в картине на удивление мало, но в целом фильм нельзя назвать скучным. Сюжетные ходы старой как мир истории о добре и зле угадываются на километры вперёд, но смотреть всё равно интересно.
Если бы «Ночные Стражи» были простой абстрактной сказкой о победе добра над злом, рассказанной тонко и остроумно (в основе картины и есть сказка Кэтрин Ласки), цены бы фильму не было. Конечно, маленькие дети не смогут считать все смыслы и подтексты – им хватит и головокружительных совиных полётов, коих процентов 80 от общего экранного времени. Но взрослым авторам этого мало, и они нашпиговали мультфильм политическими аллюзиями. Железный Клюв в духе новой политики американского государства лишён конкретных национальных привязок, но прозрачно намекает на угрозу «оттуда» – c Востока, непонятного, а потому заведомо опасного мира.
Несмотря на отличную анимацию и восхитительные виражи, "Ночные стражи" вызывают ощущение недокрученности. Визионер Снайдер, привыкший усеивать кадр горохом разлетающейся крови в лентах с жестким рейтингом R, при постановке детского мультика словно растерялся - и несколько скомкал эпичность совиных легенд. Зак Снайдер не был бы главным режиссером-визионером современности, если бы не показывал нам сцены в сладостном slo-mo, от которых мурашки бегут по коже. Как и "300 спартанцев", и "Хранители", "Легенды Ночных стражей" - пиршество для глаз, пусть даже начиная со второй трети. Кроме эпизодов, поставленных в традиционном снайдеровском духе, мультфильм поражает анимацией сов и красотами природы, на величественном фоне которой происходит действие. Стерео-эффект в "Легендах Ночных стражей" на удивление невзрачный и совершенно ничего не дает и без того визуально роскошному мультфильму. Все вместе это производит сумбурное впечатление от нового творения Зака Снайдера. Недобрав глубины в проработке совиного мира, "Легенды Ночных стражей" выглядят как закаленный боями ветеран, который взялся объяснять ребенку заглавные истины, красочно описал жестокие сражения, но ему немного не хватило нужных слов.
Трехмерная детская сказка, поставленная режиссером, чьи прошлые фильмы стабильно удостаивались недетского рейтинга R, выглядит несколько компромиссно. При всей суровой атрибутике вроде стальных когтей и шлемов совы не ругаются матом и не выпускают друг другу кишки (хотя поединков с врагами и стихией тут едва ли не больше, чем в «Спартанцах»). С другой стороны, стопроцентно компьютерные птицы так правдоподобны и красивы сами по себе, что вся наложенная на их портреты голливудская сказочная нудь кажется преступным излишеством. Как только с экрана начинают литься пространные объяснения, почему все так, кем были герои прошлого и кто спасет мир, состоящий из мест с непроизносимыми названиями, хочется немедленно впасть в спячку.
Более скучного, унизительного и невыразительного зрелища за последние годы крайне сложно припомнить. Умники, которые постоянно бурчат про то, как горстка бездушных пиксаровских маркетологов конструирует псевдошедевры, незамедлительно заберут свои слова обратно, увидев хотя бы полчаса из сугубо авторских «Легенд ночных стражей». Даже за это малое время можно увидеть, как большой перфекционист буквально загибается под своим студийным заказом, как тщательно он вырисовывает глупейшую историю, которую наверняка постеснялся бы рассказывать своим детям, как пичкает ее неизбежным умильным юмором, строя при этом за кадром гримасу отвращения.