Признаем, что уровень юмора на одну ступеньку выше, чем у СЛФ и Камеди-клаб. Фильм четко попадает в настроения общества, находится «на одной волне» с населением страны. Если посмотреть с позиций бабушки Евгения Никишина, для которой он, по собственным словам, снимал фильм, то что получается? По яйцам никого не ударили - раз, голую жопу или сиськи ни разу не показали - два, ни фашистов, ни наркотиков, ни расчлененки, тема такая замечательная: простые русские (и не очень) ребята уделали всех жирных мафиози из Москвы. Песня! Принимая решение о том, идти или не идти в кино, следует помнить, что у фильма есть своя целевая аудитория. Это, преимущественно, телеаудитория: зрители некоторых российских сериалов, юмористических передач и КВН. Зрителя более искушенного в кинематографе вряд ли обрадует грубая классическая клоунада, с яркими аляповатыми масками - характерами, костюмами, тошнотворными голосами.
Российская комедия — жанр столь инфернальный, что и приближаться-то страшно, как к Чернобылю. Пугает даже не невозможность поверить в то, что правда все это видишь на большом экране, а коварное вовлечение в бред — на экране детский утренник, а на афишах и на сцене перед премьерой "Опаньки! Наше кино таки встало с колен!". В этом смысле "Лопухи" — пример честности и здравого смысла. В случае с "Лопухами" все очень просто — what you see is what you get, понравился трейлер, понравится и фильм, никакого обмана. Не будем также рассуждать о различиях в юморе КВН и Comedy Club, кто из них народней, кто гламурней, смешнее или пригожее, кто выступает в клубе "Рай", а кто в Кремле. Главное, чтобы весело было, верно?
Не стану кривить душой и, безоговорочно поддерживая отечественного производителя, утверждать, будто фильм лишён недостатков. Сарику Андреасяну, дебютировавшему на режиссёрском и кинодраматургическом поприще, досадно не хватает опыта. Далеко не все гэги, что называется, «срабатывают», хотя из сценок неудачных дублей, показанных в финале, на фоне заключительных титров, можно сделать вывод, что и отснятый-то материал дался, прямо скажем, с трудом. Да и в целом картина существенно выигрывает на фоне «самых лучших» опусов, рождённых стараниями удачливых конкурентов – команды «Камеди Клаб». Дело даже не в том, что юмор отличается меньшей «продуманностью» (точнее, механистичностью), а количество плоских шуток сведено к минимуму. Главное – что на протяжении просмотра постепенно проникаешься ощущением беззаботной весёлости и проводишь оставшееся время вполне неплохо, в приподнятом настроении.
Мы уже народ пуганый – пережили два «Самых лучших фильма», справимся и с «Лопухами». Тем более первый шок давно миновал, риторический вопрос: «Они сами-то пересматривают то, что снимают?» – подутратил актуальность, а на смену брезгливости и недоумению пришло горькое понимание. Да, в отечественном кинематографе утвердился субжанр юморины, которой стало тесно в рамках камеди-клабов, городков и осторожно, модернов – эдакое «Аншлаг-кино». И, может, в телевизоре этот монстр и выглядит порою довольно мило, а вот в кино – увы. Но кипятиться по этому поводу бессмысленно, потому что, перефразируя еще одного известного Владимира Владимировича, если даже в кризис продолжают выходить подобные фильмы, значит, это кому-то нужно. Столь же бессмысленно повторять, что конечный продукт не имеет никакого отношения к искусству, и гундеть о том, что кривлянье и игра — две очень большие разницы. Критерий таков: коли вам по душе этюды Харламова, придутся ко двору и кульбиты выпускников «Уездного города» с «РУДН», в противном случае – бегите без оглядки.
Надо признать, выдержки моей хватило чуть больше, чем в случае с «Гитлер капут!», но вердикт созрел однозначно задолго до финала: новый фильм – унылое говно, на которое не стоит тратить время. Комедия получилась чуть лучше, чем отстойнейший «Гитлер капут!», но заметно хуже посредственного «Самого лучшего фильма». Даже в моем нелестном отзыве эти ребята – вечно вторые.