Фильм Люди Икс Начало: Росомаха возвращает нас в прошлое к самим истокам появления знаменитого клинкового мутанта Росомахи. Мы узнаем о его возлюбленной, о войне, о его мести Виктору Криду, ставшему Саблезубым, и о том, как в результате секретного проекта Логан обрёл свои сверхспособности и стал одним из Людей Икс.
Новый фильм серии про мутантов с удивительными способностями оказался едва ли не самым динамичным и крутым по части экшена. От спецэффектов захватывает дух – на экране рассекают надвое летящие пули, пропиливают здания лазерным лучом, а в самой мощной сцене фильма Росомаха врезается в летящий вертолёт. Большинство схваток представляют собой поединки «мутант против мутанта», в которых пластика дерущихся доведена просто до балетного совершенства. Наряду с Росомахой в фильме красуются еще несколько сверхлюдей, наблюдать за которыми – сплошное удовольствие. Фильм получился бодро-жизнерадостным и в полной мере безмозглым и бездуховным. Но кто в подобных фильмах вообще интересуется сюжетом? Девочки будут заворожены мускулистым торсом и улыбкой потрясающего Хью Джекмана, мальчики не отрывая глаз будут следить за чудесами схваток на экране и прочего экшена.
Надо сказать, что Гэвин Худ очень старался усидеть между двух стульев. С одной стороны – доказать свою профпригодность в плане производства «кино для народа», с другой – не уронить, знаете ли, и свое реноме художника. И ему, надо признать, удалось главное – выдержать баланс. С одной стороны – «бдыщь-бдыщь» сделан на совсем не стыдном уровне, целевая аудитория будет довольна. Экшен прет, адреналин – ведрами, Хью Джекман голый по лугам бегает и с шашкой на танк, пардон, с когтями на вертолет бросается. А что до некоторой старомодности, в которой продвинутые критики успели обвинить режиссера, так это как раз то самое торжество избитых истин. С другой стороны – есть не менее избитый тезис, что нет настолько низких жанров, что их никак невозможно приподнять. Вот и «Росомаха» получилась куда ближе к превозносимому после снайдеровских «Хранителей» так называемому «реалистичному комиксу», чем к классическим «комиксам by Marvel», образцом которых и служили три предыдущие части.
Вообще говоря, с повествовательной спецификой у Росомахи всё могло быть намного хуже. Настоящие страсти и драма, будь они всерьез, а не для галочки, непременно спровоцировали бы акты насилия: захотелось бы отлупить главного героя до кровавых соплей за фразы типа "Я не буду тебя убивать, потому что не хочу становиться таким же", подождать, пока всё заживет, и отлупить опять. Ритм у фильма всё-таки спринтерский — Джимми "Логан" Хоулетт бежит по сюжету со скоростью голого Хью Джекмана, у которого в кильватере маячат сразу трое — Ян Маккелен, Брайан Сингей(р) и Алан Камминг. То есть — ну очень быстро. И все же экшен удался на пять с плюсом. Проще указать список фильмов, чья исключительность пострадала от "Росомахи", или список режиссёров, которые теперь думают: почему я не додумался до такого, почему не на моей картине зрители довольно кивают головами и тихо обмениваются одобрительными комментариями?
Если рассматривать увиденное отвлеченно от вселенной, придуманной и развитой художниками студии Марвел, то остается двоякое впечатление. С одной стороны, в самом названии нас предупреждают, что это только начало, дальше будет еще много чего. Зрелищность и спецэффекты — на высоком уровне, бюджет в этой области отработан по-честному. Поклонники и, в особенности, поклонницы красавца Джекмана тоже не уйдут расстроенными — Росомаха мужественен, мускулист, а бакенбарды у него — просто шикарны. Было бы странно требовать от сценаристов подобной картины каких-то сложносочиненных диалогов и реплик, а также залихватски завернутого сюжета — все-таки, жанр немного не тот. Напряжение в действии есть, и оно держится до самого конца, вплоть до титров и немного после них (а там тоже кое-что произойдет) — ну, и слава богу. Так что если не искать в этом фильме то, чего там быть и не должно — вполне годно для просмотра.
Гэвин Худ очень старается соответствовать стандартам жанра и идет навстречу пожеланиям заказчика. Сшибая, например, вертолет грузовиком и вводя в кадр новых удивительных людей, что является обязательным пунктом в программе каждого эпизода «Людей X» и по большому счету единственным тонусом для просмотра. Имеется и умеренно искрометный юмор, в рамках которого попытка вымыть руки перед обедом оборачивается разрушением хозяйского санузла. В паузах раскрывается заявленная драматургия. Выясняется, в частности, что брат Виктор не такой уж отмороженный, а любимая учительница была не такой уж беспросветной клушей и что лучший способ разобраться с собой это потерять память. В «Росомахе», безусловно, больше психологизма, чем во всех предыдущих «Людях X» вместе взятых. Но меньше, чем в любой мало-мальски ударной серии «Санта-Барбары», где за 45 минут сценаристы успевали изложить ровно то же самое.
Заслуга ли то Гэвина Худа, явно по рукам и ногам повязанного продюсерами, но «Росомаха» намного ближе к модному нынче явлению «реалистичный комикс», нежели прочие части. Марвеловская традиция — она не жалеет никого. Финальный аттракцион, не пожалевший даже «Железного человека», игнорируя любые законы логики и меры, здесь приобретает в буквальном смысле безбашенный облик. Комикс прорывается через боевик не без маскарада, но с фейерверком. Но что особенно важно, в фильме, где прослеживается чёткая политика «зрелищно, развлекательно, мягко», максимально точно попадающем в свою целевую аудиторию, все эти претензии, мягко говоря, по барабану. Смотри, развлекайся, отдыхай. Пока в кадре Хью Джекман, мрачно шутящий, грозно играющий бровями и бегающий голышом по полям и лесам, картине не страшны никакие утечки в Сеть, кризисы и второсортные сценарии.
После всех честно исполненых взрывов, драк и погонь, в памяти остается не так много. Роскошный мутант-картежник Гамбит, поражающий противника метанием тузов и валетов. Танец с саблями, который исполняет под пулями негритянских душегубов один из мутантов. Пробежка голого Хью Джекмана по зеленым лугам (не подумайте плохого). Ну и, разумеется, непременная финальная схватка в непременном заводском ландшафте. Странно, что у австралийца оказался вкус домохозяйки — все чистенько и в цветочек, лютые бакенбарды Джекмана и красивый закат в финале. Впрочем, что, в конце концов, придираться — закат это всегда красиво, великое множество девушек мечтают, чтобы Джекман пощекотал их своими бакенбардами, чистота залог здоровья. А если в результате Росомаха превратился из таинственной трагической фигуры в чувствительного гопника, то что его жалеть — он нам, в конце концов, не родной.
Гэвин Худ, хотя и не был чужд разного рода боевикам и приключенческим фильмам, получил признание благодаря не столько криминальной, сколько – завораживающей человеческой драме «Тсотси». И ведь хитросплетения судьбы Логана даровали, право, не меньше возможностей именно в раскрытии сложного, полноценного характера. К сожалению, возможность оказалась если и не упущенной, то – использованной не на полную катушку. Худ отдал предпочтение ударным эпизодам, которые при бесспорной эффектности всё же не причислишь к новаторским. Защитники авторов могут заявить, что таковы, дескать, законы жанра и запросы публики. Однако опыт лучших кинокомиксов последнего времени показывает, что одно другого может не исключать. Более того, исключать не должно!
сама «Росомаха», приквел сериала, демонстрирует нулевой уровень эволюции. И, что еще хуже, не допускает никакой иронии по отношению к собственным персонажам. Нам целиком показывают историю Росомахи до встречи с мутантом-меценатом Ксавье. Удачный ход: если живешь подряд несколько жизней, надо время от времени «обнуляться», чтобы придать свежесть событиям и знакомствам. Только зрители тоже не дураки, они слишком хорошо помнят «Фонтан» и все ждут, когда же из Джекмана вместо железяк снова полезут череда и мать-и- мачеха.
Кинцо совершенно проходное и разочаровавшее. Джекман продемонстрировал, что хорошо играть он умеет только при наличии толкового режиссера, Худ показал, что он толковым режиссером не является, а сценариста надо просто поджарить на стопке того бреда, который он написал. Второстепенные актеры смотрелись прилично, со зрелищностью здесь все в порядке, и если вы будете смотреть этот фильм на большом экране, по возможности полностью отключив мозги, тогда даже и ничего.
Первая половина фильма, за вычетом нескольких минут в начале, на редкость пуста, невзирая на бесперебойный обстрел зрительской сетчатки каскадерскими трюками, пиротехническими затеями и компьютерными фокусами. Герой Хью Джекмана умудряется взорвать не одно авто, перепрыгнуть на вертолет, разбить вертолет (и, разумеется, тоже его взорвать), и всё это – даже не поцарапав куртку, подаренную ему накануне. Герой Хью Джекмана умудряется взорвать не одно авто, перепрыгнуть на вертолет, разбить вертолет, и всё это – даже не поцарапав куртку, подаренную ему накануне. Примерно в середине картины зарождается некое драматургическое шевеление: одни герои оживают, другие, наоборот, умирают, экран постепенно заполняется новыми фигурантами, слезы текут быстрее, скелеты укрепляются, сюжетные повороты ускоряются, даже история братьев получает неожиданное продолжение. Однако вряд ли это уже способно придать смысл эффектному параду взрывов и прыжков.
Пока всё гремит и взрывается или кто-то кого-то обо что-нибудь лупит, «Росомаха» обеспечивает достаточную дозу адреналина, чтобы не отвлекаться по мелочам. Но в конечном итоге всё равно бросается в глаза зияющая за фильмом пустота - словно режиссер думал-думал, что же ему такого сделать с историей про бурную молодость мутанта, да так ничего толкового и не придумал. Вот у него и выходят этакие движущиеся фотообои - формально тут вроде есть и предыстория, и флэшбеки, и всё такое, но, чёрт, один первый кадр Росомахи в клетке для боёв без правил из первых «Людей Икс» сообщал о герое куда больше, чем все час сорок семь минут «Росомахи». Такой герой заслуживает большего.
Если посмотреть на «Росомаху» не как на комедию о банде неудачников и обезумившем дровосеке, получившим вместо сердца железный череп, то получится, что Худ снял фильм ниже среднего с неубедительными спецэффектами и скучноватыми супергероями. Вряд ли, после такого фильма разлетятся футболки с Росомахой или, скажем, негром, который умеет телепортироваться и умирает минуты через полторы после того, как его успевает запомнить зритель. На фоне всего этого появление народного любимца Гамбита кажется уж чем-то из ряда вон выходящим. Самая эффектная сцена с тройной дракой на краю ядерного реактора заканчивается, даже страшно сказать, чем, а каждая победа Росомахи сопровождается зачем-то взрывом, на фоне которого герой Джекмана шагает в светлое будущее. В конце (учитывая и то, чем все заканчивается) остается вопрос - зачем все это было нужно.
Помимо оригинального сюжета «Росомаха» может похвастаться немногим. Трогательное эпизодическое появление Доминика Монагана, драка Росомахи с очень, очень толстым человеком и, пожалуй, начальные титры. Вместо того чтобы приятно провести время, Худ исподтишка пихает в комикс драматизм и культурные референции, тщетно пытаясь убедить не столько, наверное, других, сколько себя, что его ЦА — не семиклассник-имбецил. На продюсерском монтаже драматизм все равно пропадает, его ошметки имеют ровно противоположный эффект, экшен же покадрово срисован серьезным режиссером из классики презираемого им жанра — и оттого отчаянно неинтересен.