В фильме Майор Сергей Соболев, майор полиции, сбивает шестилетнего мальчика на глазах у его матери, когда мчится, превышая скорость, по скользкой зимней дороге в роддом к своей супруге. Не желая попадать за решётку, Сергей пытается воспользоваться своим положением, превышая полномочия, всё увеличивая число жертв.
"Майор" - один из интереснейших российских фильмов года, который, между прочим, существенная часть нашей критики не приняла и который не примет массовый зритель. Но тем, кому вдруг с первых минут фильма стало ясно, что до роддома майор так легко не доберется, интеллектуальный триллер Быкова доставит огромное удовольствие.
«Майор», который собрал награды как на отечественных, так и на зарубежных фестивалях, кино не фестивальное, а стопроцентно ориентированное на аудиторию кинотеатров. На зрителя, который соскучился по качественной отечественной кинопродукции, устал от голливудских однотипных блокбастеров и примитивных комедий и хочет посмотреть кино «про себя». Про нас.
Буквально все диалоги пропитаны практически афористическими фразами из русской древней мудрости: словно перед тобой незримый свод правил, выработанный болью миллионов людей, живших на этой земле. И все они касаются одного: здесь так заведено испокон веков, это — жизнь и ничего мы с этим поделать не можем.
Майор» Юрия Быкова — самый успешный российский фильм международного фестивального сезона, драма о кровавой круговой поруке представителей силовых структур
Кроме удачного актерского ансамбля, четкого ритма и хорошо прописанных диалогов, фильм отличает и операторская работа Кирилла Клепалова, сумевшего с помощью неожиданных ракурсов передавать все нюансы психологического состояния героев и общее ощущение безысходности, разлитое в холодном воздухе.
Мрачная, но очень пружинистая, поджарая, профессионально сделанная картина Юрия Быкова кажется, как ни странно, вполне подходящим материалом для голливудского ремейка – вообразить какого-нибудь Брэда Питта в роли раскаивающегося и пытающегося загладить собственные грехи копа в насквозь коррумпированном американском городке совсем не трудно.
"Майор" при всех его недостатках – кино честное и правдивое, в котором видно, что на данный момент волнует режиссера. И всеми доступными ему методами он и пытается донести это до зрителя.
Фильм снят умело и жестко, напоминая по концентрации ужаса и мрака чернуху 90-х, а по манере съемки — современный европейский криминальный артхаус. Сверхактуальность для современной России темы полицейского произвола и коррупции не могли не сделать «Майора» заметным событием, и не только у нас в стране
Идеологически "Майора" вряд ли можно отнести к прогрессивному направлению в кино, скорее он выносит оправдательный вердикт той системе, в которой, по мнению Быкова, невозможно формирование либерального, то есть гражданского общества.
"Майора" можно с лёгкостью отнести к очередному фильму про ментов, коих на телеканале НТВ пруд пруди. Другое дело, что в них всё равно восторжествует справедливость, а в жизни такое случается крайне редко. "Майор" – фильм о настоящей жизни.
В «Майоре» показана ситуация, в которой замешаны условные «люди с властью» и «люди без власти». Последние прописаны не очень подробно, хотя Ирина Низина и эмоционально «бьется» среди героев-мужчин, как сердце в грудной клетке. Первые, наоборот, вырисованы старательно, однако совершают чаще всего нехорошие поступки.
«Майора» не спасает ни отличная режиссура, ни напряжённость действия, ни колоритные актёры – при попытке пройти тест на соответствие действительности, драматизм любого эпизода сходит на нет. В конце концов, скомканный финал оставляет зрителя в лёгком недоумении
Быков явно считает себя большим режиссером и разыгрывает абсурдистскую по умолчанию линию искупления одним ментом греха (в современной России, ну-ну) на полном серьезе. В итоге преображение Соболева — а значит, и все, что следует за ним, — выглядит чистым фейком.