В этом фильме мы узнаем историю Нью-Йоркского полицейского по имени Макс Пейн, чья семья были убиты в результате заговора, и наемной убийцы Моны Сакс, которая хочет отомстить за гибель сестры. Вдвоем они будут противостоять и полиции, и мафии, и бесчестной корпорации, для того чтобы узнать всю правду.
Естественно, ничего хорошего в слабой драматургии нет, но сюжета ли ради мы ждали «Пэйна»? Конечно, нет! Вся соль экранизаций шутеров в том, чтобы ухватить разыгранный на экране азарт, равный собственным всплескам адреналина, приключающимся во время ночных бдений перед монитором. И с этой позиции «Макс Пэйн» наотрез отказывается разочаровывать. Гуашевые заставки оживают дивной красоты кадрами, прямо сейчас рекомендованными в качестве пособия всем операторским киношколам — крупные хлопья снега, падающие с неба параллельными косыми, бесконечная игра на контровом освещении, часто говорящем больше самих героев, до боли знакомая подземка с замызганным туалетом, вязкий кошмар под не стихающий детский плач, обязательный буллет-тайм и снова снег, срывающийся с пистолетного затвора. Да за одно только визионерство Джону Муру можно простить все, что угодно, и доверить съемку продолжения! И не надо говорить, что кто-то жалеет патроны — игровой Пэйн хоть и был шутером, большую часть времени заставлял красться по злачным закоулкам, прислушиваясь к шорохам из-за угла.
В итоге же мы имеем нечто недостаточно плохо снятое, чтобы фильм ругать, и слишком много вполне произвольных режиссёрских ошибок, чтобы фильм категорически хвалить. Красиво, небессмысленно, но недостаточно красиво и недостаточно осмысленно. Это как с Ольгой Куриленко, в самой ней категорически нет чего-то предосудительного. А смех у знатоков — вызывает.
Условно фильм можно поделить на две неравноценные половины — детективную и боевую. Доброжелательно настроенный человек назовет ту часть, в которой Макс ищет плохишей, в лучшем случае медитативной, а если вы плевать хотели на вежливость, то можете смело величать её скучной и занудной. В горку нас тянут битый час, и к точке начала развлекалова клиенты прибывают полностью индифферентными ко всему. Лишь бы уже закончили побыстрее и выпустили на свободу. Что ж, хотя бы финальная разборка не подводит — тут вам накаченный веществами Пэйн, периодически проваливающийся в глюки а-ля Константин, и бодрые перестрелки, и адреналин, и все прочие тридцать три удовольствия. Жаль, что всего этого так удручающе мало-мало-мало…
Режиссер киноадаптации Джон Мур и его команда попытались сосредоточиться на атмосфере. Получилось неплохо: заснеженный Нью-Йорк (который снимался, правда, в Торонто), валькирии с черными крылами, Ольга Куриленко в маленьком красном платье. Жертвами экранизации оказались, как ни странно, постоянно возникавшие в игре «буллет-таймы» — излюбленный прием Тимура Бекмамбетова с медленно летящей пулей использован в фильме только раз, и то на редкость глупо. Впрочем, «глупо» вообще должно быть самым главным словом, когда говоришь о фильме «Макс Пейн». Очевидно, что если вы не фанат игрушки «Макс Пейн», то на этом фильме вам делать нечего. Ну а если фанат — тем более
Проще всего сказать, что «Макс Пэйн» ужасен. Ну да, хмурый Уолберг в кожанке больше похож на токаря второго разряда, чем на трагического антигероя, злодей вычисляется с первого появления, а диалоги, кажется, писал тостер. В то же время «Максу Пэйну» не откажешь и в своеобразном очаровании, свойственном иногда по-настоящему тупым произведениям искусства. Его пафос не раздражает, но забавляет, а ближе к концу, когда Уолберг вдруг превращается из человека в сполохи пламени, это почти что круто. А валькирии и Валгалла — бог с ними, будем считать, что это привет «Антикиллеру»; на нем Мур тоже, кажется, учился.
Сначала о хорошем. В художественном фильме «Макс Пэйн» есть отличный Марк Уолберг, правильно насупивший бровь. Ещё там есть две настоящие красавицы, Мила Кунис и Ольга Куриленко. Также в художественном фильме «Макс Пэйн» есть отличный тандем оператора и художника-постановщика, на двоих создавших для художественного фильма «Макс Пэйн» почти фантастический визуальный ряд, чрезвычайно атмосферный и сохраняющий верность духу игры-оригинала.
А теперь о плохом. В художественном фильме «Макс Пэйн» также есть сценарист Бо Торн и режиссер Джон Мур. Все неполные два часа продолжительности фильма эти двое, от которых, увы, зависит слишком многое, делают только одно — методично и размеренно, с серьёзными лицами заколачивают огромные ржавые гвозди в гроб отличных работ указанных выше хороших людей.
В работе Мура есть история, есть простецкая интрига, но нет чувств, нет свежести, нет энергетики. Многие сцены выглядят своего рода реверансом в сторону стареньких боевиков с участием Ван Дамма, только раньше дрались руками, а теперь стреляют. К сожалению, «Макс Пэйн» не выстрелил. Грозно продефилировал мимо, ровным счетом ничего не оставив на память, хотя несколько лет назад, глядя спиной из монитора, поступал иначе.
Если вам любопытно взглянуть на "Макса Пэйна", но жалко денег на билет, то можно сэкономить — достаточно пересмотреть какой-нибудь классический нуар, а потом вынюхать тюбик клея. Скорее всего, то, что вам покажут сгорающие клетки мозга, будет столь же сумрачным, мутным и бессмысленным, как эта честная экранизация одной из самых популярных компьютерных стрелялок.