В фильме Парень с велосипедом двенадцатилетний мальчик отправляется на поиски своего отца, оставившего его в детском доме, и знакомится с хозяйкой парикмахерской по имени Саманта, позволяющей мальчику остаться на выходных у неё дома.
"Мальчик с велосипедом" оказался самым успешным их фильмом в заокеанском прокате. Может быть, действительно — потому что сказка? Это если смотреть прямо, не включая бокового зрения. А если включить? В фильме есть еще один мальчик — без велосипеда. Это он, пытаясь отомстить за ставшего жертвой нападения отца, загоняет Сирила на дерево, с которого тот падает бездыханным. И тогда папаша с сыночком, добропорядочные члены общества, начинают судорожно обсуждать, как замести следы. Ничего не изменилось — мир по-прежнему бездушен и подловат. Но именно через подлость и предательство у кого-то вдруг пробуждается душа.
Как и остальные фильмы Дарденнов, «Парень с велосипедом» работает и как пристальная социалка, и как религиозная метафора. Сирил столь убежден в своем мученичестве, что порой выглядит тут малолетним Христом без намека на веру и цель. В непоколебимом терпении Саманты чувствуется святость. Когда же за кадром вдруг вступают отрывки из «Императора» Бетховена, то они ощущаются знаками присутствия высшей силы.
Пятнадцать лет назад в дебютной «Жизни Иисуса» Дюмона молодой люмпен Фредди гонял на мотоцикле, падал, бился головой и в припадках, но раз за разом вставал. Помешанный на своем велосипеде Сирил (в чьей жизни падений также хватает) в будущем вполне мог бы подрасти, пересесть на его мотоцикл и гнать дальше. Не к какой-либо цели, а потому, что состояние покоя таким мальчикам не дано.
Первые час размеренных поисков отца, попыток ужиться с чужим ребенком, обычных испытаний вроде хулиганов, которые крадут, обещает всего лишь крепкую драму вроде тех, что снимает, например, Кен Лоуч. Зритель успокоен, но финал фильма неожиданно переводит сюжет в плоскость символическую, в режим разговора о вечных проблемах и ценностях: о любви, о мести, об ответственности, о прощении. Будь каждое из этих слов произнесено прямо, оно бы не значило ровным счетом ничего, было бы общим местом.
Сами Дарденны тоже искушают зрителя возможностью трагического финала и стараются держать его на грани ужаса, намекая, что нечто непоправимое может вот-вот произойти. Авторы даже пытаются сохранить верность своей фирменной манере заканчивать фильм "вдруг", обрывая финальную сцену как бы посередине и оставляя некую возможность пофантазировать насчет альтернативного развития событий.
«Мальчик» виртуозно построен на постоянном движении, он теплее, светлее и попросту дружелюбнее к зрителю, чем предыдущие работы Дарденнов, — но в нем то и дело перестает пульсировать нерв; меньше всего хочется, чтобы творческая задача братьев съежилась до высококлассных социальных роликов.
Возможно европейского зрителя такая "тяжёлая" судьба ребёнка зацепит и заставит пустить слезу, но российского зрителя вряд ли, учитывая то, в каких условиях содержатся наши детские дома…Впрочем, это уже разговор не о фильме. Актёрская игра здесь ушла на второй план, уступив место исключительно повествованию и множеству событий, которые происходили с героями. Говорят, что дети не умеют играть плохо, но после просмотра "Парня с велосипедом" и игры Доре я, пожалуй, пересмотрю своё мнение на этот счёт.