В фильме Мама двух девочек, потерявшихся пять лет назад, находят в заброшенной лесной хижине и отправляют к единственным оставшимся родственникам. Однако из лесной чащи следом за ними начинают приходить из тьмы потусторонние силы.
Герои не раз оказываются там, где это необходимо сценаристу, а не в соответствии со здравым смыслом. Но атмосфера печальной и страшной сказки (присущая собственным работам продюсера фильма Гильерме дель Торо) так убедительна, что хочется простить дебютанту эти, в общем-то, юношеские ошибки.
Вердикт: хороший фильм ужасов, больше похожий на готическую сказку, чем на японские страшилки. Присутствие Гильермо Дель Торо ощущается в каждом кадре, но, возможно, его роль продюсера, а не режиссера, и выделяет этот фильм из череды его шедевров.
"Мама" в результате оказывается не историей про барабашку-маньяка вроде недавнего "Синистера", а полноценным сюжетом про взаимодействие двух миров наподобие "Лабиринта Фавна" (за авторством самого дель Торо). Отличие лишь в том, что его готический романтизм всякий раз требовал соответствующего антуража и всячески сопротивлялся реальному миру
«Мама» сделана с любовью, по Дель-торовски: заставляет содрогнуться в паре моментов и в принципе, держит в напряжении основную часть времени, герои на главные роли подобраны исключительно приятные – в общем, почему бы и нет, как говорится.
Есть некоторые претензии к сюжетным поворотам — например, не совсем понятны перепады настроения вспыльчивого призрака, то тихо-мирно сливающегося в традиционный стенной шкаф, то идущего вразнос и учиняющего дебош с обильным членовредительством.
Зато в «Маме» через всю эту ерунду с привидениями порой просвечивает, особенно в финале, та особенная меланхолия, которую излучают режиссерские работы самого дель Торо. Меланхолия, выжатая из контраста между уютом детской спаленки и холодной тьмой снаружи, между нежной кожей ребенка и черной лапой чудовища, между попыткой это чудовище понять и принять — и заведомой ее обреченностью.
Трогательная забота агрессивного призрака самоубившейся психопатки о маленьких девочках — не самое странное стечение обстоятельств в дебютной и весьма непоследовательной картине режиссера Андреаса Мускетти, но, безусловно, оригинальный сюжетный ход.
В итоге две противоборствующие силы — плохой ужастик и хорошая драма, — столкнувшись, взаимоуничтожаются, порождая нулевой результат. Грустно, чёрт возьми.
Мамой оказывается премилый CGI — мультяшная трагическая карга — благо, без ступы, зато с широко открытым ртом, длинными когтищами и иссине-черным, живущим какой-то своей жизнью шиньоном, судя по всему, позаимствованным создателями у недобрых девочек из J-хорорров. И не то чтобы эта сомнительная материализация была поводом для горьких разочарований — ну, превратился вдруг ужастик в сказку про Бабу-Ягу — в сущности, ничего страшного ведь в этом нет.
Такая себе экскурсия в еще одну страшную-престрашную (шутка) историю про надоедливого полтергейста, вдруг обретшего способность принимать облик уродливого неведомого чуда, пусть и отдающего раскрашенной полигональной сеткой. "Экскурсия окончена, можете расходиться. Деньги не возвращаем".
В целом "Мама" оставляет впечатление недоделанного фильма: сюжет не продуман, сценарий не прописан, режиссура, актёрская игра, операторская работа, спецэффекты не плохи, но и восторгов не вызывают. Весь фильм – это просто достаточно хорошо сделанная работа. Но что она в себе несёт и кому она нужна?