В фильме Маньяк рассказана история серийного убийцы Фрэнка, которого в детстве мучила мать, и теперь он, выходя на ночную охоту, снимает скальпы с девушек и сеет ужас на городских улицах. Однако его образ жизни в корни меняется, когда он знакомиться с девушкой-фотографом по имени Анна.
Новаторская идея съемок от первого лица реализована на высшем уровне - здесь можно было ожидать трясущейся камеры, однообразия и излишне затянутых "реалистичных" сцен, но ничего этого нет и в помине, зато появилась масса интересных и необычных ракурсов, игры со светом и тенью, зеркалами.
"Маньяк" нового образца сумел сделать из низкопробной картины категории В 1980 года отличный триллер, который будет высоко оценен всеми любителями данного жанра.
Создать образ в столь невыгодных условиях было непростой задачей, но Вуд справился с ней, показав состоящий из сплошных стен «манекеновый мир» порождения равнодушного общества, мстящего ему (обществу) за свою никчемность.
В оригинальной нетленке антагонист был похож на пожилого работника порноиндустрии. Неполных полтора часа он не столько пугал, сколько смущал зрителя своей мизогинией, усами (их, конечно, надо видеть самому) и детской травмой на всю голову. Вуд, несмотря на рафинированное лицо вечного ребенка, в этом свирепом ужастике убедителен до отвращения.
В смысле романтичности сегодняшний ремейк, пожалуй, и правда превосходит фильм 1980-го, где герою было напрочь отказано в личном счастье и красавица-фотограф, быстро мелькая длинными ногами, убегала от маньяка по кладбищу среди надгробий.
Львиная доля обаяния картины держится на контрасте добродушной внешности титульного персонажа с его поступками. Вот только бывшему хоббиту приходится играть не столько человека, сколько его случайные отражения, и каждый раз мелькнув в зеркале, актер спешит изобразить на лице всю палитру эмоций разом, порождая не всегда ожидаемый результат.
Кино очень специфическое, не каждый день видишь, как трэш про садиста превращается в какой-то дикий арт-хаус. Да еще и облагороженный столь своеобразной подачей материала, позволяющей в буквальном смысле взглянуть на мир по-новому. Безжалостно, отрешенно, импульсивно… и еще много других наречий, поголовно окрашенных в черный цвет.
Что любопытно работает на идею фильма: нам предлагается буквально влезть в разрываемую мигренями голову убийцы, полностью идентифицироваться с пусть несчастным, но чудовищем. Другой вопрос, что драматургия в этом стилистическом упражнении остается на пещерном уровне
Единственное, что отличает нового «Маньяка» от старого, так это нарочитая мотивация действий — детские психологические травмы, полученные от легкомысленного полового поведения его матери. Слишком банальная причина для того, чтобы схватиться за нож и сделаться архаичным «навахо Джо» в мире стремительно развивающихся технологий.
И будь фильм исключительно об этом иллюзорном, размытом, шизофреническом существовании Фрэнка, из него, глядишь, и вышел бы добротный, пусть и не оригинальный, артхаусный хоррор.