В фильме Мать двадцативосьмилетнего молодого человека, который хотел познакомиться со школьницей, на следующий день обвиняют в её убийстве. Улик против него нет, но полиция намеряна обвинить его и закрыть дело. Мать парня верит в невиновность сына и намерена вернуть ему свободу, найдя настоящего убийцу.
От новой ленты режиссера Бон Джун-хо любой неравнодушный к корейскому кино зритель сразу же испытает радость узнавания. Главное оружие режиссера, с треском рвущее шаблоны зрительских ожиданий, — это актриса Ким Хи-я, играющая мать. Если вынести все эти пижонские шарады за скобки, в «Матери» останется не так уж мало. Игры изощренного режиссерского разума происходят в рамках убедительной детективной драмы, которую на поворотах заносит в злую сатиру. Тут есть все, что вы ждете от корейского фильма: мордобой, переходящий в слэпстик, издевательство над убогими, ублюдочный социальный ландшафт, наконец. Единственный персонаж, ни разу не впадающий в явную карикатурность, — это встревоженная мать, сперва мелко семенящая за полицейской машиной, увозящей ее дитятко, а потом уверенно превращающаяся в мисс Марпл. Она часто выглядит нелепо, но ни разу не смешно.
«Мать» корейца Бон Джун-хо — мощный детективный триллер о том, на что способна родительница ради обиженного ребенка. «Мать» — немножко «Подмена» Клинта Иствуда, т. е. фильм о том, что для матери борьба за благо ребенка — это война. Мать подминает под себя действительность, как танк, и ее не остановит ни закон, ни полиция, ни здравый смысл, ни общественное мнение. Немножко «Семь» — темный дождливый триллер об исподней сущности города. И немножко Агата Кристи, потому что героине фильма приходится на время превратиться в мисс Марпл. По форме «Мать» – детектив, и будьте уверены: как детектив фильм работает до последней минуты. Имя убийцы вы узнаете не раньше и не позже, чем героиня. Вместе с ней вы пройдете извилистый путь, плутая в ложных обвинениях, попытках разобраться в мотивах, выудить свидетельские показания и откопать решающие улики.
Очень жаль, что «Мать» сейчас застенчиво идет лишь в двух московских кинотеатрах, приманивая зрителя на сеанс пальмовыми веточками, изображенными на постерах к фильму. К несчастью, на этого самого зрителя каннские веточки зачастую действуют примерно так же, как ладан на чертей, поэтому в данном случае нельзя не добавить, что Чжун Хо Пон снял простое и прозрачное жанровое кино. Оно не сложнее схожей по тематике «Подмены»: изъясняются здесь на понятном человеческом языке, когда же персонажам становится нестерпимо больно, почти что кожей ощущается оголенный нерв и настоящие эмоции, не нуждающиеся ни в каком специальном словесном переводе. Вдобавок ко всему прочему, «Мать» оказалась блестящим образцом экзистенциального неонуара. Лихо закрученное детективное расследование с каждой секундой изменяет сущность главной героини, впрочем, в отличие от вышеупомянутого фильма Иствуда, ее окончательная трансформация говорит куда более рациональные вещи. Материнский инстинкт — единственная сила, которая делает любую женщину неуязвимой, но нет на свете ничего разрушительнее, чем эта сила, являющаяся при ближайшем рассмотрении колоссальной слабостью.
«Мать» начинается как комедия: До Джун, наивный деревенский дурачок..., прошу прощения, альтернативно одаренный юноша, проживает со своей матерью, знахаркой, в небольшом городке. К середине второго часа температура картины растет, воздух накаляется, сюжет сильнее изгибается и обжигает, каждый новый его поворот все неожиданнее, детектив превращается в триллер. Жанры меняются, мать остается матерью. В тот момент, когда героиня начинает горько плакать над чужим ребенком, над чьим-то сыном, которого некому защитить, становится ясно со всей очевидностью, - корейский режиссер Бон Чунхо считает материнство главным счастьем для человека, а материнскую любовь – самой великой силой, той силой, которая крутит Землю.
«Мать» — мощная психологическая драма о материнской любви, но этой сторонней жизни в ней почти не чувствуется. Оно, может, и естественно: когда полицейские бьют задержанного, жизнь у полицейских бьет ключом, но какая при этом жизнь у избиваемого? И все равно — особенно в последней трети фильма никуда не деться от ощущения, что Пон на этот раз чересчур старается быть мощным и оттого немного перестает быть Поном. Только в самом последнем кадре, после всех не всегда идеально выверенных, но всегда впечатляющих поворотов сюжета, жизнь врывается в фильм солнцем, бьющим сквозь окна экскурсионного автобуса для потрудившихся на славу родителей, — и на сердце как будто и в самом деле развязывается узел.