В фильме Месть сорокалетний Антон возвращается в родную Данию, много лет проработав в африканском лагере для беженцев. Долгие годы среди чужого горя научили его никогда не отвечать насилием на насилие. Даже когда местный автомеханик беспричинно избивает Антона, тот сдерживает гнев. Кажется, что конфликт исчерпан, но тут его сын Элиас вместе со своим другом Кристианом решают отомстить за отца.
Понятно, почему «Месть» (Hævnen) Сюзанны Бир получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Это мелодрама с красивыми кадрами, симпатичными лицами и важными вопросами. Но сделана «Месть» очень качественно. Кадры выверены. Актеры, включая детей, играют хорошо. Иногда даже кажется, что перед нами не ходячие иллюстрации моральных дилемм, а вполне живые персонажи со сложными чувствами. Ладно, скажем так: «Месть» задает важные и актуальные вопросы на высоком художественном уровне.
«Месть», как и следует ожидать, качественно снята и отлично сыграна, особенно актерами-детьми, и единственной существенной претензией к ней являются явно лишние полчаса, потраченные на ходульную африканскую линию про очень хорошего врача и очень плохого бандита. Куда сложнее сказать, что, собственно, значит все происходящее на экране, — разгромившая «Месть» после «Оскара» западная критика обвинила Бир во всех смертных грехах, от корыстной лживости до пропаганды душевного превосходства белого человека, но никакого общего мнения про мораль этого явно моралистического кино так и не выявилось.
В общем, задолго до того, как самодельные бомбы и родительская безответственность приведут фильм к концовке, каждый зритель уже окажется поставлен перед вопросом «Можно ли оправдать насилие?», пропущенным через неолиберальные фильтры. И хотя Биер не предлагает легких ответов, ей все равно удается свести важную социальную проблему до уровня мыльной оперы. И ее тема — и зрители — заслуживают куда большего.