В фильме Миссия Дарвина созданной гениальным ученым команде суперагентов спецназа морских свинок поручаются самые сложные правительственные задания, но однажды их списывают со службы, и свинкам приходится приспосабливаться к жизни в естественной среде. Но вскоре все меняется, и грызуны вынуждены спасать мир от захвата возжелавшим власти злодеем.
«Миссия Дарвина» - стопроцентно детское кино: довольным им по всем параметрам останутся только дети и абсолютно инфантильные взрослые. Сценарием и тонкостью юмора фильм не блещет, и, кроме спецэффектов, вряд ли чем обрадует зрителя-переростка. Но сделан этот экшен про свиноспецназ так здорово и увлекательно, что в детских чартах гарантированно займет одно из первых мест. Поэтому на приключенческий боевик команды умильных пушистиков ведите детей, если есть: вместе с ними отлично развлечетесь.
Разбирать ошибки сценаристов и игру актеров в нашем случае не приходится. Во-первых, это кино про животных, а значит, они все равно понравятся многим. Во-вторых, сюжет настолько фантастический, что любые огрехи просто-напросто незаметны. И, в-третьих, как можно критиковать озвучку персонажей такими первоклассными актерами, как Сэм Рокуэлл и Стив Бушеми? Правильный ответ: никак. Тем более, что я только их и слышал. Не знаю почему, но в кинотеатре «Ударник», где проходил показ, перевода практически не было слышно… Так что мне остается только посоветовать сходить всем на этот фильм. В нем есть все, что душа пожелает: неплохой юмор, захватывающие приключения и ритмичная музыка.
В отличие от недавно прошедшего на экранах фильма «Пришельцы на чердаке», где человеческие создания побеждают в поединке с инопланетными чудаками, в «Миссии Дарвина» все ровным счетом наоборот. Люди здесь играют настолько второстепенную роль, что их почти не замечаешь на фоне ярких и всесторонне одаренных компьютерных грызунов с отличным чувством юмора и зашкаливающим уровнем IQ. Безудержной иронии и фантазии авторов остается только аплодировать, особенно в сцене погони людей в черных автомобилях с затемненными стеклами за свинками – суперагентами в прозрачных колбах.
Перед тем как кривиться и кричать «что за бред», следует отчетливо уяснить, что «Миссия Дарвина»– картина, ориентированная в первую очередь на маленьких зрителей. Не в русле похабного «Шрека», предназначенного «и нашим и вашим», а в духе недавних «Пришельцев на чердаке», а следовательно, и спрос с «Миссии» немного другой. Потому как бывают, конечно, детские фильмы и книжки, становящиеся общемировыми и вневозрастными шедеврами, но то, согласитесь, большая редкость, а чаще всего, как в анекдоте, банан — это просто банан. Неплохая графика, натуралистичные зверушки, лихая интрига, незатейливые гэги и никаких особых синефильских изысков.
Похоже, диснеевцам вскружили голову их же собственные достижения в области визуализации грызунов на большом экране. Первой «ласточкой» за последние годы стала пучеглазая морская свинка Плаксик из фильма «Сказки на ночь», а второй – Хомяк-в-банке из мультика «Вольт». Создатели новой картины сочли, что следует продолжать в том же духе, но, как водится, малость переборщили. Зверьков получилось слишком много, а род их занятий оказался настолько бредовым, что устроит разве что лишь самого юного зрителя. Что ж, будем надеяться, детишкам фильм понравится.
Нет, зрителя, конечно, предупреждали, что фильм детский, но не до такой же степени. Судя по увиденному, потенциальной и наиболее благодарной аудиторией «Миссии Дарвина» должны быть лица дошкольного и младшего школьного возраста, с восторгом и непосредственностью воспринимающие незатейливые и линейные приключения забавных зверюшек. Конечно, все, что касается анимационных героев, прорисовано на славу, с необходимым правдоподобием совмещаясь в кадре с настоящими людьми. Но если вы собрались в кино вместе со своим ребенком, нужно быть готовым к тому, что вы не только делаете ему подарок, но и сами способны на полуторачасовое созерцание примитивного сюжета, глуповатых шуток вроде «Пукни вверх!» и прочих детских радостей, которые взрослым понять и принять будет трудновато.
Означенное действо сопровождается многочисленными прыжками, пинками, толчками, порчей воздуха и общественного имущества, криками «G-Force!» и «Убери лоб из-под зада!», – одним словом, всеми теми эффектами, которые доказывают, что придумавшие это люди (чья ДНК, по их же собственным уверениям, почти идентична ДНК морских свинок) суть высшая ступень мировой эволюции. Или, по крайней мере, пищевой цепи штата Калифорния. Впрочем, нам, простым и не очень простым трудящимся зрителям, демонстрировать интерес к подобного рода историям негоже. Ибо, как сказала самая нарядная в «Миссии Дарвина» морская свинка, не желающая играть с человеческими детенышами и быть похожей на чихуахуа Пэрис Хилтон, «если я раскрою свои чувства, то пропадет весь интерес, так что в моих интересах разыгрывать полную незантересованность».
Создатели особо и не скрывают, что «Миссия Дарвина» — те же «Спасатели», только с почти живыми грызунами. Серьезный Дарвин — это Дейл, милашка Хуарес — Гайка, раздолбай Бластер — Чип, Рокфор поделен на крота Спеклза и скунса Харли, а Вжик просто сменил имя — теперь его зовут Мух. Сценарий фильма написан семейством Уибберли под присмотром Джерри Брукхаймера (эти люди ответственны, в частности, за оба «Скоровища нации»), и их извращенный постмодернистский юмор способен примирить с фильмом даже тех, кто при слове «мышь» хватается за полено. Хомяк, говорящий в оригинале голосом Зака Галифакса (бородатый кидалт из похмельного «Мальчишника в Вегасе»), — это, конечно, посильнее «белочки». Но скунс, цитирующий «Апокалипсис сегодня», — вообще конец света. Господа, вы — животные!
«Миссия Дарвина» вроде бы не пытается заманить зрителя участием «звёзд» первой величины, и даже относительно известным актёрам (например, Биллу Найи) пришлось довольствоваться скромными партиями. Вроде бы и технология, позволяющая придать поведению и речи зверьков необычайную живость и, разумеется, забавность, предельно «очеловечив» характеры действующих лиц, знакома по массе аналогичных произведений про войну «кошек и собак» и приключения «Элвина и бурундуков». При всём желании тематику также не отнести к новой, неразработанной… А между тем первое место в национальном чарте по итогам премьерного уик-энда не слишком удивляет – пусть при отсутствии восторженных отзывов.
В любом парке аттракционов есть разновидность каруселей, на которые взрослый человек в здравом уме ни за какие коврижки не сядет. Вернее, делать это периодически приходится, но чаще всего к столь сомнительным развлечениям побуждает банальный родительский долг. На протяжении всей «Миссии Дарвина» чувствуешь себя таким же сердобольным предком: и стыдно, и неудобно, и никуда не денешься — за билет заплачено, дети удовлетворенно улыбаются, до конца поездки осталось совсем чуть-чуть. Для самых маленьких в фильме классические безобидные хохмы и сюсюкательный виртуальный зверинец, для подростков — безудержный экшен и аккуратный стеб над поп-культурой, а синефилов и приверед подкормили неуместными цитатами из киноклассики. Получается, что угодили практически всем, но почему же было так скуловоротно скучно? Ответ прост: в «Миссии Дарвина» в первую очередь видятся не старания кинематографистов, а унылые механизмы опытных голливудских маркетологов.
Всю эту мохнатую свистопляску можно было бы счесть совершенно безобидной, если бы не одна пакость, которую «Миссия Дарвина» совершает походя, даже не заметив. Своими мохнатыми лапками она отбрасывает детское кино назад, куда-то во времена бесконечных ксерокопированных продолжений фильма «Бетховен», лучившихся почти агрессивной глупостью. Если бы у корпораций могла быть совесть — что, понятное дело, чистая фантазия, но отчего же не помечтать? — то компании «Уолт Дисней» стоило бы устыдиться того, что под её логотипом совершаются такие действия. Особенно в свете кропотливой работы «Пиксара» по выведению детского кино на недетские уровни — происходящей, заметим, под той же «диснеевской» вывеской.
Полуфильм срывается с тормозов во всех смыслах с первой же сцены. Триде-звери штурмуют корпорацию предполагаемого доктора Зло со всеми атрибутами правильного голливудского штурма: с ущербными супер-хакерами, с выяснениями отношений между особями разных полов, неожиданными нарушениями планов, спасениями и героическими киданиями на амбразуру… то есть, злую собачку. И весь этот голливуд продолжает катиться дальше ещё полтора часа, подобно снежному кому увеличиваясь, ускоряясь и грозя в конце пути задорно разлететься на куски.