В мультфильме Монстры против пришельцев в невесту по имени Сьюзан прямо в день свадьбы попадает метеорит с инопланетной слизью. Возле самого алтаря она вдруг начинает увеличиваться в размерах и вырастает размером с небоскрёб. Военные помещают девушку на секретную базу, где также живут несколько других монстров: гениальный таракан, мощный рыбочеловек, непобедимый слизняк и гигантский насекомозавр. В этом время на Землю начинается вторжение пришельцев, и монстрам предстоит выступить последним щитом обороны в этой битве.
"Монстры против пришельцев" точно вписываются в золотой канон жанра, из которого еще долго будут черпать материал нынешние и грядущие мастера экрана — ведрами, кружками и ложками. В общем, несмотря на легкое дежавю и плагиат "Пиксара", который "ДримУоркс" регулярно превращает в хорошую пародию, как это было уже на "Подводной братве", поиздевавшейся над рыбкой Немо, в "Монстрах и пришельцах" будет над чем смеяться. Больше, пожалуй, даже родителям, чем детям.
На мой взгляд, у создателей получился симпатичный, легкий и смешной мультик, который к тому же с удовольствием должны посмотреть как дети, так и взрослые. Детям понравятся монстры и их борьба за светлое будущее всего человечества, а взрослых должны увлечь остроумные цитаты и всякие забавные шуточки. Не шедевр, но просмотра вполне достоин. Нарисовано это тоже очень и очень неплохо. Оригинального или чего-то сильно необычного там практически нет, но по тщательности отработки мельчайших волосков картина напоминает "Корпорацию монстров".
«Монстры против пришельцев», конечно, не так изобретательны, как «Корпорация монстров» и не такие милые, как, скажем, «Лило и Стич», но выглядят вполне достойно среди прочих представителей жанра. Этот мультфильм – отличный повод, чтобы просто отдохнуть и посмеяться, а дети, особенно дошкольного возраста, будут в совершенном восторге. Приятно думать, что в случае опасности «нас спасёт Сьюююзан!» вместе с пикачу-насекомозавром – или, как сказано в самом мультфильме после победы над инопланетным роботом-зондом, это ультра-мега-вау!
Восторгов по поводу «Монстров против пришельцев» уже достаточно, чтобы просто-напросто к ним присоединится и сказать, что кино действительно обязательно к просмотру. С детьми — даже раздумывать не стоит, их стоит тащить в кинотеатры в принудительном порядке хотя бы ради пресловутого 3D. DreamWorks освоила очередную технологию — трехмерную графику нового поколения, которая окончательно размывает границы между кино и аттракционном. «Монстров» на том же уровне, на котором этот удивительный кинокапустник смотрят дети. А они, к счастью, выходят с сеанса исключительно удовлетворенные. Как-никак, а за полтора часа авторы удосужились рассказать им необременительную, очень смешную и зрелищную сказку, в которой нарочито нелепая фантастика ужилась с поучительными россказнями про толерантность по отношению к другим и самую настоящую дружбу.
В этом красочном мультике реверансы и кивки в сторону культового научпопа и трэша наползают друг на друга, а цитата скачет верхом на цитате. «Доктор Стрейнджлав», «Тварь из Черной лагуны», «Муха», «Буллит», «Капля», «Годзилла» — авторы обычного игрового кино с таким количеством заимствований просто получили бы по шее, но здесь дело другое. Во-первых, для анимационного фильма тут все даже чересчур динамично, а 3D-технологии усиливают эффект участия в апокалиптическом утреннике. Во-вторых, это так сказать диетическая версия классики, фильмы категории «Б» в изложении для детей, весело и вкусно.
Даже тот зритель, что ходит в кино по большим праздникам, путает «В поисках Немо» и «Подводную братву» и вообще не в курсе, что есть DreamWorks и Pixar, выйдет с сеанса со смутным ощущением дежа-вю – что-то все это определенно напоминает. Если конкретнее, то напоминают «Монстры против пришельцев» даже не напичканную цитатами пародию, а компиляцию: каждому кадру, каждому персонажу можно найти аналог и прототип из мирового кино. В большей степени из трэш-фантастики 50–70х, но встречаются также заимствования из «Крестного отца» и «Буллита». Вторичность мультфильма настолько грандиозна, что не вызывает ни раздражения, ни желания говорить о плагиате, ведь это уже похоже на концептуальную задачу – построить фильм как нарезку из всевозможных кинокартин.
«Монстры против пришельцев» – настоящий пародийный цитатник, как, в общем-то, и полагается нынешнему мультфильму. Здесь саркастически объяты и знаменитая «Муха» (в обеих ее версиях), скрещенная с историей доктора Франкенштейна, и «Атака 50-футовой женщины», и «День независимости», и «Нападение помидоров-убийц» (недаром персонаж по имени Боб – гибрид генетически модифицированного помидора с химически измененным десертным майонезом), и «Атака клонов» в некой далекой-далекой галактике, и даже «Синоптик» с Николасом Кейджем в главной роли. Не говоря уж о том, что интерьер одного из помещений инопланетной станции очень сильно напоминает яично-коконную колонию Чужих.
«Монстры против пришельцев» — по сути откровенный идиотизм, но идиотизм проработанный до мелочей. Фильм хорош почти безостановочным экшном и великолепным юмором. Кроме того, нельзя не упомянуть новейшую технологию InTru 3D, благодаря которой просмотр мультфильма доставляет еще больше удовольствия. Впрочем, фильм довольно слаб идейно. Еще одна проблема заключается, пожалуй, в том, что мультфильм совсем не детский. Вовсе не потому, что в нем присутствуют какие-либо запрещенные сцены, просто большую часть шуток ребенок вряд ли поймет полностью без дополнительных пояснений родителей. В общем, Леттерман и Вернон сообразили яркий, резкий и довольно веселый анимационный треш, за которым приятно скоротать вечерок.
Вообще-то этот мультик надо смотреть в 3D, это именно тот случай, когда технологии и эффект личного присутствия важнее, чем свежесть сюжета. Впрочем, и в обычном варианте действие развивается весьма динамично и периодически вызывает улыбку и даже смех, хотя дети и взрослые, как бывало уже не раз, смеются совершенно разным сценам и репликам. Оно и неудивительно: кроме обычных для полнометражных детских мультфильмов смешных героев и комичных ситуаций здесь масса отсылок к первоисточникам, но понятны они будут в основном заядлым киноманам. Так что пародийная составляющая остается чем-то вроде фиги в кармане, которую без дополнительной проницательности и не разглядишь. Ведь в отличие от объемных спецэффектов, которые можно увидеть, надев специальные и совсем не волшебные очки, эти скрытые смыслы останутся видны только тем, кто захочет и сможет их заметить.
Выглядит первый трёхмерный мультфильм DreamWorks на ура, причём стерео-эффекты играют в общем восприятии далеко не последнюю роль. Увы, под этим толстым и тёплым 3D-пледом испуганно прячется от внешнего мира не слишком умелый симбиоз экшена, комедии и нравоучений. Такое ощущение, что Роб Леттерман с Конрадом Верноном сняли три разных мультфильма — в одном только бегают да стреляют, в другом отмачивают одну юмореску за другой, а в третьем усиленно пропагандируют семейные и общечеловеческие ценности вроде "Да, он говорящий таракан в полтора-два метра ростом, но грубить-то зачем?" И ладно бы всё это аккуратно встряхнули и перемешали, так нет — оставили лежать слоями. А это только в коктейлях выглядит красиво — в кинематографе подобное обычно заканчивается плачевно.
Разве можно профукать такой великолепный сюжет? Оказывается, для студии Dreamworks Animation нет ничего невозможного. Нет, не сказать, что «Монстры» вышли какими-то совсем ужасными. Здесь довольно любовно подобраны типажи главных героев, извлеченные из разной достаточно классической фантастики. Для любого большого любителя чистосердечного трэша разных лет мультик будет практически как именины сердца. Правда, именины эти в конце концов получатся с несколько странноватым послевкусием. Собрав на кучу такую бесконечно симпатичную команду красочных чудиков, создатели «Монстров против пришельцев» так и не сумели придумать им достойной их великолепия истории.
Пахнущая забавным дуракавалянием фабула дала возможность DreamWorks Animation продолжить веселые шумные пляски на телах классики, начатые ещё в «Шрэках». Только теперь не сказочки попали под обстрел, а кинематографическое наследие фантастики и триллеров, начиная с Кубрика и заканчивая Эммерихом. Причём, в таком количестве и при такой пренебрежительности к самой истории, что мультфильм периодически, и особенно поначалу, полностью уходит на территорию аллюзий, цитат и стёба над тем, что и там-то, за океаном, потихоньку забывают, а у нас — так и вовсе помнят через раз. Без интересного сюжета это всё вместе становится похоже на импровизированную вечеринку-капустник, и ничем большим, как мимолётной забавой, не является. Потому «Монстры против Пришельцев», и так не дотягивающие уровнем ни до «Шрэков», ни даже до «Мадагаскаров», можно было бы и вовсе забыть как нелепицу.
Анимационное подразделение бывшей спилберговской студии DreamWorks, всегда тяготело к производству комбикормов, а на этот раз превзошло само себя, выпустив продукт, который проходит через человеческий организм, не затронув там вообще ничего. Понятно, любой совершеннолетний, предъявляющий какие-то претензии к детскому мультфильму, всегда выглядит моральным уродом. Но правда хотелось бы понять, какой резон и что за удовольствие пародировать «Марс атакует!» и «Доктора Стрейнджлава», которые и сами по себе сделаны не то чтобы всерьез, и что за странный шик — сыпать затасканными цитатами перед десятилетками, которые все равно не знают, откуда они.