В фильме Мрачные тени владелец старинного поместья, разбивший сердце одной ведьме, был проклят и обращён в вампира. Раскопанный же много лет спустя, он возвращается к жизни в 70-х годах нашего века, а в поместье тем временем живут чудаковатые потомки.
Вместе с Брюно Дельбоннелем, оператором шестого «Гарри Поттера» и сокуровского «Фауста», Тим Бёртон снял энергичнейшую готическую феерию, парадоксальный сплав сентиментальности и сарказма, излюбленной кукольной механики (с сердцем ведьмы, похожим на елочную игрушку) и рок-драйва («В юности знавал я некую Элис Купер…»).
Как известно, сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Бёртону уже не нужно ничего доказывать другим, он был, есть и остаётся культовым режиссёром, чья каждая следующая картина вновь и вновь будет находить любовь миллионов. "Мрачные тени" – не исключение.
Тим Бертон, зарапортовавшийся на последних фильмах и растерявший прежнее обаяние в погоне за компьютерным аттракционом, лишенным души и сердца, адаптировал телепостановку в современном ключе и в кои-то веки не прогадал. В первую очередь мы видим настоящее кино. Не сомнительную игру актеров на фоне зеленого экрана, а отличную режиссуру и потрясающую работу художников. Это если не возвращение к себе прежнему, то однозначно удачная попытка обмануть время.
«Мрачные тени» выродились и не способны напугать даже детскую аудиторию, приученную Скуби-ду сотоварищи2 смеяться над паранормальными явлениями? Но чувство меры Бёртона и Грэма-Смита не позволило им скатиться до заурядной пародии, сотворив полноценное постмодернистское произведение, где юмор не исключает мелодрамы, страх – погружения в проблемы неблагополучной семьи, а противоборство сверхъестественных существ обретает форму типично капиталистической войны конкурирующих фирм.
Джонни Деппа трудно воспринимать не иначе, как мумию, но к восьмой совместной картине это уже больше смешит, чем раздражает. Как и неспособность, которую мы назовем нежеланием, Бертона сойти со старой проторенной дороги: мрачные тени, темные аллеи, влюбленные вампиры – никто уже не будет по этому писать кипятком, но, будем надеяться, хотя бы так же весело будет.
Готический фильм «Мрачные тени» может понравиться российским зрителям даже больше, чем американским, которые упустят часть обаяния картины в попытках ее сравнения с одноименным и более драматичным телесериалом. Блестящая актерская игра Джонни Деппа и юной Хлои Морец под руководством опытного режиссера Тима Бертона выдают на экран почти два часа событий, совмещающих элементы драмы, комедии, пародии и триллера, и, пусть, они уже не удивляют воображение, как «Алиса в Стране чудес», зато все еще умеют развлечь.
В общем, фильм так себе. Уже лучше, чем откровенно провальная «Алиса в Стране чудес», но до лучших вещей Бёртона фильм явно не дотягивает. Грамотеев из русской озвучки следует пристрелить хотя бы за фразу «как бы там НЕ было», но им уже приготовлено место в аду за отсебятину с упоминанием группы «Машина времени», из-за которой возникают непонятки, что имела в виду героиня Хлои Морец на самом деле.
Зрителя не проведешь – фанаты останутся довольны лентой (картинка с каждым фильмом все безупречнее), а остальные имеют полное право отнестись к нему с некоторой прохладцей, благо придраться есть к чему: скудный сценарий, чопорные диалоги и невнятная, почти что аховая концовка - зеленая блевотина, недоделанный оборотень и другая чушь, режущая глаза в этот самый ответственный для любого фильма момент…
В результате получается такой довольно красивый готический аттракцион, предназначение которого сводится, собственно, к набору ужимок и прыжков. Ужимки эти по большей части смешные, и прыжки иногда выполнены не без грациозности – но в некое магическое переживание, которое Бёртон с Деппом раньше умели наколдовывать практически на ровном месте, всё происходящее в «Мрачных тенях» не складывается никак. Вердикт Кочерыжкина – Бёртон и Депп в своём (позднем) репертуаре – знакомая готичная пышность, накрученная вокруг до обидного бестолковой истории
"Мрачные тени" получились все-таки не такими мрачными, как могли бы, и не такими тяжелыми, нагруженными какими-то избыточными социально-политическими смыслами, как, скажем, "Алиса в Стране чудес",— во многом, вероятно, благодаря участию молодого сценариста Сета Грэма-Смита, который по возможности старается не сходить с комической тропы.
«Тени» несколько сдают в лихости и висельническом юморе, когда линия ведьминско-вампирского конфликта начинает требовать разрешения, а эксцентричные представители семейства Коллинзов — растворяться на втором плане. На первом же Депп привычно вытесняет из кадра все остальное — и даже декольте Евы Грин не в состоянии с этим ничего поделать. Здесь слишком много Деппа — и слишком много Барнабаса.
Тогда как основа фильма была взята из сериала 70-х, развлекать зрителя было решено линией адаптации Барнабаса к новым временам. Мало того, что он вампир, так еще и совершенно не понимает, насколько научно-технический прогресс увел мир вперед. Наверно, именно поэтому фильм довольно смешной — шутки подобраны с расчетом как на современную молодежь, так и тех, кому не приходится объяснять, кто такие хиппи.
Разговорная комедия без идей и смыслов — «Мрачные тени» конгениальны своему герою: красивые, но мертвые, они обречены на вечное проклятие человеком, который в силу своей природы разучился по-настоящему любить. И когда в руках Евы Грин рассыпется на сотни осколков хрустальное сердце, понимаешь: небо над страной, много лет назад придуманной Тимом Бертоном, не прояснится уже, кажется, никогда.
В лучшем случае про «Мрачные тени» получается сказать что-то вроде «смотреть можно, а трогать лучше не стоит». Но выстроенная конструкция настолько неустойчива, что лучше даже не дышать и попытаться воздержаться от чересчур активного моргания.
Привычная амбивалентность нравственного облика героев в сочетании с бесхитростностью художественных заимствований действуют так, как, вероятно, должен действовать глоток свежей крови на того, кто только ею и жив. Как показывает опыт героя Деппа, переливать собственную кровь по кругу в надежде вернуть розовый цвет щекам — пустая трата времени. Так художник зачастую угасает в самоповторах и самокопании.
В итоге, маэстро замогильного гротеска с одной стороны вроде бы и верен себе, с другой – куда-то начало пропадать то ужасное, по-настоящему Мрачное безумство, что было неизбежным спутником большинства его картин. Словно Бертон стал выдыхаться, постепенно приближаясь к точке рефлексии – а там и до творческой импотенции рукой подать. И "Мрачные тени" тому пример – предостерегающий, тревожный звонок, оповещающий если не всю мировую общественность, то как минимум преданных поклонников о том, что Бертона пора спасать – от самого себя.
Но любой художник, обладающий неповторимым стилем, рано или поздно начинает бессовестно его тиражировать. Вот и Бертон, окончательно переквалифицировавшись на "Алисе в Стране чудес" из рассказчиков в дизайнеры (и заработав на этом в прокате больше миллиарда), на пару с оператором "Амели" и "Фауста" Брюно Дельбоннелем создает на экране мир, где отделка камина важнее происходящих событий.
Главная же проблема растёт из сценария — рояли в кустах и вставные номера никак не желают складываться воедино, так что в итоге Бёртон балуется себе с любимыми игрушками, но зрителю-то с того какая радость. В итоге и получается не ужас-ужас, как в случае с «Марс атакует», но даже и не профессионально поставленный аттракцион вроде давешней «Алисы». Какой-то уж совсем серый проходняк вроде «Туриста» — что-то сняли, но зачем — непонятно.
Один из лучших американских киносказочников, будучи на первый взгляд тем же самым Бертоном, что и раньше, кажется, тоже превратился вдруг в молодящегося старичка. Два часа он бормочет вслух бессвязную, явно не самую интересную на свете историю. Дабы зритель не уснул, автор постоянно выбрасывает какие-то неожиданные сюжетные повороты