Фильм Мы из будущего 2 вновь отправит героев первого фильма Бормана и Черепа в прошлое, на сей раз в 1944 год в битву, известную под названием Бродовский котёл, в которой советские войска сошлись в бою с фашистами и дивизией СС Галичина, состоящей из украинцев, воевавших на стороне нацистов. Там героям предстоит найти дорогу домой, а за одно решить, как поступить с двумя молодыми украинцами Тараном и Серым, которые также появились из будущего.
Возможно, моя оценка покажется завышенной, неоправданно восторженной, особенно по контрасту с критическим отношением к другим отечественным фильмам последних лет – и коммерческим в первую очередь. Но картина произвела настолько сильное впечатление, что я тут же решил ознакомиться с первой частью, которую прежде, по сути, не видел. На мой взгляд, продолжение, хотя и снятое по сценарию того же самого кинодраматурга – Александра Швецова, имеет самостоятельную художественную ценность, а в сравнении с оригинальным произведением (тоже, несомненно, достойным) существенно выигрывает во многих отношениях.
Если опустить национально-конфликтные шероховатости, некоторую визуальную вторичность, выраженную в бесконечном рапиде к месту и не очень, а также неуёмный пафос создателей, то можно констатировать: сиквел вышел на голову лучше первого фильма. Происходящее стало походить на нечто реальное, уйдя от водевильности «Мальчиша-кибальчиша». Детских условностей, выливающихся иногда в настоящий сюжетный маразм, которыми так изобиловал первый фильм, стало явно меньше. А действие обрело хоть толику логики, правда, несколько смазанную излишне патетическим финалом и метаниями авторов между любовной лирикой и военной драмой.
Cюжет второй части фильма не получил никакого развития по сравнению с первой: приключения на фронте, конечно, новые - но героев все так же четверо (а почему бы не забросить в прошлое шестерых?), и как нельзя было изменить события прошлого, так и осталось нельзя. Все это сильно ослабляет положительное впечатление от продолжения "Мы из будущего", отдаляя крепкий и мощный первый фильм от второго на недостижимую высоту. "Мы из будущего 2" - отличное развлечение и захватывающая остросюжетная история, но то, как действовала оригинальная картина на зрителя, второй части повторить не удалось. Дело в том, что цель создания второго фильма, похоже, непонятна даже его авторам - если не считать достаточной целью коммерческие причины и задачу перевоспитания украинцев.
Вообще, фильм получился донельзя разляпистый. Чего только стóят вооруженные до зубов фашики, неистово мажущие, расстреливая в упор одинокий грузовик. Смешно, ей-богу. Кстати, юмор как таковой в фильме имеется, посмеяться есть где (сцена с айфоном, например). А вот с драматизмом полный пролет. Все выглядит слишком сыро и неестественно, чтобы проникнуться. До прошибающей на слезу первой части - как до луны пешком. Тем не менее, разок посмотреть можно. Впрочем, это вы и так сделаете. Интересно же, что там за крендель вместо Бормана.
Снимавший сиквел Олег Погодин осваивал не озера коллективного бессознательного, а приключенческий фильм со штурмом высоты такой-то и родами медсестры под вражеским огнем, в котором это чувство сопричастности не то чтобы совсем потерялось за политической задачей, но появляется скорее благодаря индивидуальным усилиям актеров. А впрочем, его усилий оказалось достаточно, чтобы на выходе из зала и московская, и киевская политическая риторика еще острее казались двойным помешательством, не только в силу природного своего упырства, но и от отсутсвия простого человеческого сочувствия к людям — всем людям, независимо от флага — без разбора перемолотых историей в пыль так, в сущности, недавно.
Первый фильм неловко и неискренне пытался научить молодежь хорошему, сиквел уже полностью сосредоточен на танках, милитаристском антураже и по возможности зрелищных ранениях. Фильм сложно в этом винить — в конце концов, скучна та страна, в которой не желают снимать кино категории «B». На костюмы и декорации тут потрачено куда больше творческих сил, чем на сценарий, а главным событием фильма оказывается затяжная и хаотичная бойня у сторожки лесника, во время которой поголовно гибнет массовка. Тут и приходит черед нашего квартета — как четыре сержанта Штайнера, они выходят в рапиде навстречу огненному шквалу, картинно неся в протянутых руках различные виды стрелкового оружия. Все очень интернационально: мало того что в диалогах украинский звучит наравне с русским, так еще на саундтреке поет исключительно «Океан Эльзы».
Несмотря на отдельные сценарные находки и яркие моменты, в результате множества недочетов и натяжек, фильм неминуемо распадается на части, больше производя впечатление на зрителя, нежели оставляя осмысленное представление о себе. Основным девизом современного российского коммерческого кинематографа вполне можно считать фразу «несмотря на все недостатки...», что полностью приложима и к этой картине. Итак, несмотря на все недостатки, зритель рискует упустить довольно много.
Стоит ли удивляться, что получившемуся фильму отчаянно не хватает цельности? Он явственно сыплется на кусочки, как повествование бестолкового рассказчика, начавшего за здравие, сбившегося на другую тему, попытавшегося собрать раскинутые хвосты воедино, отчаявшегося, плюнувшего, завершившего повесть на полуслове, украсив получившийся натюрморт кокетливым бантиком. Количество несообразностей тоже увеличилось в разы, и дело вовсе не в претензиях любителей танчиков к ошибкам в вооружении. Слишком уж много возникающих вопросов ответа не только не находят – не предполагают. Претензии можно множить и множить, но смысла в этом немного – равным образом можно насобирать и не менее впечатляющий список несомненных удач. Сиквел действительно не назовешь бездарным провалом: множество эпизодов в нем цепляют, и цепляют сильно.
Делать продолжение нужно было быстро, пока зрителями не забылся и сам фильм «Мы из будущего», и его успех. Детальная разработка сюжета, осмысленная переработка сценария, создание внимательного режиссерского подхода в таких условиях просто неуместны: на это элементарно нет времени. Поэтому драматургическая составляющая получилась скомканной, обрывистой, нецелостной и как будто незавершенной. «Мы из будущего 2» не похож на сиквел. Дело даже не в замене исполнителя главной роли, изменении жанра и конфликтов. Он не несет духа, очарования и настроения оригинального фильма. Ведь сиквелы востребованы именно возможностью заново пережить ощущения, порожденные прежней картиной. Но и самостоятельное существование дается ленте с трудом. Получается, что неотрывная связь с оригиналом, которую «Мы из будущего 2» как будто специально старается преодолеть, становится для него своеобразным проклятьем.
Проблема "Мы из будущего — 2" — не в том, что первый фильм был вполне себе законченной, да ещё и очень умело, искренне расказанной историей. И даже не в том, что главного героя играет совершенно другой актёр, даром что хороший и способный вжиться в чужую роль. Беда пришла откуда её совершенно не ждали — сиквел, обещавший сместить идеологические акценты с морально-исторического воспитания собственной молодёжи на вразумление особо отмороженных граждан соседнего государства (вне завимимости от разумности и выполнимости этой миссии), напрочь лишился вообще каких-либо акцентов, даже самых пустячковых.