Фильм Мысленный волк от скандально известной девушки-режиссёра Валерии Гай Германики (Все умрут, а я останусь, Да и да) и по сценарию Юрия Арабова (Монах и бес, Чудо, Фауст, Орлеан. Фантасмагория греха) представляет собой современную притчу, заглавной темой которой является природа человеческого страза. С взрослым рейтингом 16+ за свой небольшой хронометраж в 70 минут фильм успеет рассказать сложные взаимоотношения матери и дочери, которые сплочаются за счёт этого сильного первобытного чувства.
Драма представляет собой философское размышление об утрате главного стержня в семейном счастье и гармонии всего человеческого существования - о чистоте людских помыслов. Автор хотела, чтобы картина стала воплощением выражения "сон разума рождает чудовищ". И сюжет этой философской драмы расскажет о лишённых любви матери и дочери, которых на время объединил общий страх перед жуткой сказочной историей о волке-людоеде, когда-то рассказанной матерью.
Актёрский состав фильма возглавляет дуэт из Юлии Высоцкой (Рай, Щелкунчик и Крысиный король) и Елизаветы Климовой. Также в картине снялись Фёдор Лавров (Братство, Тряпичный союз), Юрий Трубин (Да и да) и Ася Озтюрк. Музыку к этой русской драме написал Игорь Вдовин (Селфи, Мифы, Не скажу). Дата премьеры в кинотеатрах России должна состояться 17 октября 2019 года, прокатчиком выступает компания «Русский Репортаж».
Это картина-провокация, она может вызвать разговоров не меньше, чем вызвала в свое время «Школа». Только на сей раз эти разговоры будут совсем другого характера. Как и вышеназванный роман Джеймса Джойса считается самым сложным, но одновременно и самым неудачным, так и новый фильм Гай Германики производит подобное впечатление. Гениально? Да.
Фильм идет всего час с копейками, поэтому отвлечься и заскучать не получится. К тому же «картинка» здесь обескураживающе хороша. И все же катарсиса не получается, вернее, возникает ощущение, что он отсрочен на неопределенное время.
«Мысленный волк» — это экранизированное липкое предчувствие тотального апокалипсиса.
«Волк» — фильм-метафора, фильм-сон, фильм-аллегория. Вроде «мамы!» Даррена Аронофски, в сжатой форме пересказавшего Библию и историю бытия как сюжет семейного несчастья в одном отдельно взятом доме. Для одних он, вполне возможно, станет откровением, другие же сочтут его сеансом вульгарного нарциссизма.
Конечно, тут много вопросов — но риторических, к себе а не к Германике. Почему волк? Что за бабушка, которая танцует на дискотеках? Откуда дикие, сюрреалистические диалоги? Так и должно было быть с самого начала. Германика должна снимать странное, страшное и непонятное кино. Только такие авторы становятся в России звездами.
Полный условности и обобщений сценарий находит размашистое художественное воплощение. На бумаге – герметичная, камерная конструкция, на экране – привычные для Германики сплошной воздух и ручная камера.
Германика с Арабовым только рады вывернуть их наизнанку: «Верь. Бойся. Проси». «Потому и страшно», — как поет в своем известном хите группа Shortparis, по странному совпадению выступавшая на «Кинотавре» сразу после премьеры «Мысленного волка».
В иной ситуации этот волк мог бы вцепиться зрителю в глотку, поселиться в нем страхом или просветлением, но в итоге он предстает скорее чучелом, пророчащим последние времена, а за ними, возможно, и перерождение.
«Мысленного волка», как хорошую загадочную книгу, можно прочесть по всякому; феминистская драма, умный хоррор, метафора, притча о перерождении человечества… Но как бы там не было, впервые мы получили фильм в данном жанре, лишенный набившей оскомину прямолинейности сюжета.
Все это производит впечатление не то чтобы увлекательного высказывания, но симпатичного и лаконичного хулиганства, существующего по своим законам и в собственном контексте. Впрочем, зубами щелк скорее не получился.
Основной образ и концепцию дешифровать все-таки не так сложно: мысленный волк – понятие, взятое напрокат из молитвы Иоанна Златоуста и давно укрепившееся в культуре.
Каждый сценарный ход либо обрывается, либо резко выруливает в противоположную сторону, разрушая все ожидания и кое-как сложившиеся гипотезы насчёт показанных событий.
Русское кино в поисках «подлинности» опять уперлось в таежный тупик, в сторожку, в эскапизм, ища там спасения для личности. Борясь с вымышленными волками — хотя вокруг полно реальных.
А вместо «Мысленного волка» у нее получился мысленный фильм: почти всегда остроумная, порою страшная и по-своему красивая притча поди пойми о чем.
Картина по сценарию Юрия Арабова представляет собою набор красивых образов и локаций – абсолютно статичных и бессмысленных. Они хорошо смотрелись бы в коротком клипе на действительно хорошую музыку Игоря Вдовина: в конце концов, только эта музыка да энергичная игра Юлии Высоцкой делают происходящее на экране хоть немного живым.
Недоумение от коктейля из «русской идеи», карельских туманов, православного ведьмачества и карикатурной демонологии.
«Мысленный волк» — путешествие в ад, в темноту неизвестного, где ничего хорошего ждать не приходится. Внутренний и внешний миры неразрывно связаны, и порой из одного вытекает другое. Мифические звери не так страшны, как полная потеря взаимопонимания и утрата тёплых чувств.
С тем же успехом «Мысленный волк» мог бы быть спектаклем, подкастом или просто текстом — режиссура Германики, за редким исключением, не добавляет ничего притче Арабова.
«Мысленный волк» производит впечатление репетиции спектакля. Не ведьминой ворожбы, а инструкции к древнему заклинанию: Высоцкая и Климова бродят по лесу с отстранением работников сцены, слова произносятся ради того, чтобы они наконец прозвучали.
Появление волка — страшного мифического зверя — убито кошмарной компьютерной графикой, вызывающей смех, а не ужас. Мы ждем наше русское мохнатое чудовище — Германика же вводит египетского Анубиса, поскольку «Князь мира сего может представать в разных образах — волка, собаки или прекрасного ангела».