Фильм Начало расскажет нам историю Кобба, уникального вора, который специализируется на краже секретов из человеческого подсознания во время сна. Вместе со своей командой он занимается промышленным шпионажем, но эти способности лишили Кобба нормальной жизни. Однако теперь у него появился шанс всё исправить, совершив внедрение идеи вместо кражи. Это будет непросто, ведь им противостоит опасный и невидимый враг, который знает всё на шаг вперёд.
После «Темного рыцаря» Кристофер Нолан не имел права на проходной фильм. И после «Начала» этого права у него тоже не появится. Если создатель «Аватара» Джеймс Кэмерон отправил человечество в новый мир, то Нолан устроил не менее фантастическое погружение в мир внутренний, в вашу собственную голову, которая способна каждую ночь показывать вам такое кино, что никакого 3D не надо. «Начало», не стесняясь банальностей, опираясь на жанровый фундамент, перемалывая контекст, в котором оказываются и «Матрица», и бондиана, и «Игра», и недавний «Остров проклятых», и много чего еще, позволяет себе рассуждать о сути кино и его восприятии. Холодная рациональность размышлений о способах довести публику до экстаза — еще один фирменный нолановский оксюморон. Переживание он воспринимает и воспроизводит как конструкцию. А фильм — как мироздание. Не зря же его главный герой по профессии архитектор.
Нолан впервые открыто машет зрителю ручкой, игриво тасуя карты и гася свет на секунду раньше. На первый взгляд — практически тот же фокус, провернутый Скорсезе полгода назад с фразой «Лучше жить монстром или». Но у Мартина это был лишь вопрос рассудка героя в тот конкретный момент сиденья на крыльце, у Кристофера же любая попытка сопоставить и привести финальные сцены к единому знаменателю вызывает ещё больший взрыв догадок и ещё большую путаницу. Этакое «Шоссе в никуда». Его личный «Револьвер», но снятый не только для себя. Его кинематографический парадокс, раскрывающийся прямо на глазах, когда простой выбор между «да» и «нет» начинает разрастаться в сознании, в иных случаях превращая фильм в нечто большее, чем тот является на самом деле. Его инсепшн, который удался.
Кристофер Нолан – как всякий истинный гений – не удовольствовался воспроизведением общеизвестного: он показал архитектонику сна, каковым является кинематограф, обнародовал сам процесс конструирования сновидений и довел его до конца. В конце мы понимаем, что между реальностью и сновидением (или, если угодно, реальностью и кинематографом) нет вообще никакой сколь-либо надежной границы: уровни сна – сновидения внутри сновидений – встроены друг в друга как матрешки, образующие бесконечный лабиринт вглубь подсознания.
Можно недоумевать, почему человек, для доступности любящий все раскладывать по полочкам, так отчаянно стремится в область иррационального. Можно сказать, что сны – не лучшая территория для художника с ментальностью экскаватора. Нолан сам это прекрасно понимает и не тягается ни с «Солярисом», ни с «Матрицей» – в открытую заимствуя у них сюжетные линии, он все же уклоняется от прямого диалога. Его фильм, скорее, безупречная иллюстрация старой мысли о сходстве фильма со сновидением – и там, и там мысль сдвигает с места города. Сколько голливудских блокбастеров на этом построено? «Начало» и есть образцовый голливудский блокбастер. И ответ на лишний, по большому счету, финальный вопрос может быть только один. Спасибо, мы отлично выспались. Хватит смотреть на юлу, ребята. Кино заканчивается – начинается реальность.
"Начало" - это настоящая вершина в творчестве Нолана и, я верю, не последняя. Этот фильм сразу по выходу стал классическим и эталонным в жанре про игры разума, и для всех поучаствовавших в фильме артистов большая удача - сыграть в нем. Кино - иллюзия, и, выходя из кинотеатра, мы часто не помним, на что пришли. Иллюзия, в отличие от фантазии, имеет вполне зримые и читаемые пределы. Фильм Нолана бомбой замедленного действия закладывает в головы идею, что кино больше не заканчивается на титрах. Это идеальная по форме и исполнению инъекция фантазии - про то, что когда ты выйдешь из кинотеатра, кино последует за тобой.
«Начало» обязано многим понравиться, особенно кино должно приглянуться пытливым синефилам, которым снятся скучные сны. Тем же, кто ожидал от Кристофера Нолана некой прописной истины в конечной инстанции, рассчитывать на многое все же не стоит. Оценив по достоинству звонкое метафорическое сопоставление безобидной идеи со зловредным вирусом, в какой-то момент приходишь к осознанию, что в голове нечто подобное и так прочно засело после кинокартины «Престиж». Там звучали такие, увы, незабываемые слова: «Секрет ничего из себя не представляет, но трюк, на котором он строится — это действительно очень важно». Нехитрое умозаключение, процитированное выше, целиком и полностью вмещает в себя творческий подход этого талантливого постановщика к практически любой тематике. Будучи не столько художником, сколько эквилибристом, Нолан в очередной раз разродился безукоризненным дизайнерским шедевром: предельно стильным, максимально визионерским, преднамеренно концептуальным, в конце концов, совершенным до абсолютной безжизненности в кадре.
Захватывающие приключения и напряженный экшн в сочетании с погружением в эмоциональный мир персонажей и красивейшими "декорациями" делают это кино по-настоящему зрелищным, в хорошем смысле этого слова. В настоящее время придумать интересный и оригинальный сценарий фантастического фильма не так уж просто, но в данном случае это удалось. И хотя дотошный зритель может сказать, что что-то такое уже было, подобной идеи я пока не припомню. Отсюда пусть не прямо, но следует еще одно достоинство этой картины - непредсказуемость: предугадать следующий ход или поворот невозможно. Мало того, после просмотра возникает желание пересмотреть этот фильм еще раз, чтобы до конца понять все запутанные сюжетные ходы и фантастические подробности.
Вы с нетерпением ждете летних блокбастеров, но часто в них разочаровываетесь, потому что фильмы оказываются не столь зрелищными и содержательными, как бы того хотелось? Тогда «Начало» станет для вас большим событием. «Начало» - выхолощенное зрелище, абсолютно рационализированное кино. В нем нет места сантиментам и лирике. Эмоции в фильме, если и есть, то только потому, что из-за них шестеренки работают четче. «Начало» – сложный, уникальный, но бездушный механизм. Режиссер на протяжении всего экранного времени водит зрителей за нос по лабиринтам собственной фантазии, не давая им свободы на вдох и выдох, четко разделяя явь и сон, а в конце, огорошивая публику, ставит мастерское многоточие. Думайте, мол, господа – я свою работу сделал. И не поспоришь – действительно ведь сделал!
Что мы имеем в результате? Отличный фантастический боевик, который я посмотрел с большим удовольствием. Смотрится захватывающе, сюжет мчится как на американских горках, снято очень эффектно, актерский состав - на четверку с плюсом. В первую десятку лучших фильмов всех времен и народов я бы его не поставил (он там сейчас на четвертом месте), однако кино - отличное. Нолан - просто молодец, так ему и передайте!
К счастью, мы сейчас на своём месте, и пятый подряд великолепный фильм Кристофера готовы принять с распростёртыми объятьями. И если когда-нибудь окажется, что все мы действительно спим, застряв в Лимбо, а Нолан — лишь плод нашего совместного воображения, пытающийся открыть глаза на истину… мы не двинемся с места. Оставьте красную таблетку себе, и пусть волчки продолжают бесконечно крутиться где-то в далёких-далёких сейфах: нам не нужна "реальность", если в ней нас не будут восхищать ни "Бэтмэны", ни "Престиж", ни "Помни", ни даже "Начало" — лучший фильм этого сказочника.
«Начало» — вовсе не экзистенциальное размышление, прикидывающееся могучим боевиком; это первоклассный боевик, прикидывающийся (да и то не особенно усердно) экзистенциальным размышлением. Именно этим и берёт «Начало» — не интеллектуальным трёпом и не загадками о том, где правда, а где нет (хотя финал здесь выполнен именно в таком духе, и он практически грандиозен), а простой динамикой происходящего. Нолану всегда была свойственна некоторая тяжеловесность поступи — его фильмам действительно нужна длинная взлетная полоса для разгона, но раз выйдя на крейсерскую скорость, они прут напролом так, что в ушах свистит до конца сеанса.
Нолан затеял свой эпик не столько для исследования психопатологических глубин, безусловно, богатой темы, сколько для демонстрации собственной режиссерской ловкости — де ему "не слабо" синхронизировать друг с другом три-четыре-пять уровней действия, на каждом из которых свои физические законы и свое течение времени. И действительно, режиссера можно упрекнуть лишь в том, что он потратил 200 миллионов на облицовку бессознательного стеклом и бетоном — сами плиты у него лежат ровно, а стекло бликует ослепительно.
Нолан мастерски выстраивает сложную конструкцию фильма, где грезы героев состоят из нескольких уровней — сон внутри сна внутри еще одного сна — и нельзя до конца быть уверенным, просыпаются ли персонажи взаправду или лишь перескакивают из одного виртуального мира в другой. Удержать все параметры поистине эпической головоломки в памяти, дабы не утерять нить повествования, довольно сложно. Но такая избыточность, провоцирующая зрителей на уйму диаметрально противоположных толкований происходящего, «Началу» идет. И если вам понравилось другое кино режиссера с подобным непростым нарративом — «Помни...» (2000) — горячо рекомендуем и это. Единственный заметный изъян ленты в том, что Нолан не столько творец, сколько конструктор. И снимает он «от головы», а не «от сердца». Поэтому сильным эмоциям и драматизму предпочитает холодный расчет и саспенс. Так что картина определенно адресована больше «физикам», нежели «лирикам» — имейте в виду.
«Начало» — не новая «Матрица», Нолан — не Кубрик и не Орсон Уэллс, и его героям снится нормальный летний блокбастер с погонями и спецэффектами. Но все это — к лучшему: периодически всплывающая из глубин бессознательного Котийяр обнаруживает поразительное сходство с героиней Рэйчел Уайз из печально известного фильма Даррена Аронофски про древо жизни; очевидно, что дай режиссер волю своему внутреннему автору, у него-таки получился бы «Фонтан». В фильме и так очень много воды. Судить «Начало» по законам оригинального, хоть и немудреного экшена, вообще гуманней, чем лезть к нему с фрейдистским сонником в одной руке и альбомом сюрреалистов в другой. Для режиссера c претензиями на интеллектуальное визионерство Нолан удивительно ленив, логичен и предсказуем.
Первый полностью авторский1 проект режиссёра-сценариста, начиная с его полнометражного дебюта, безусловно, способен увлечь и даже поразить воображение, причём в равной степени как яркостью и эффектностью образов, так и продуманностью, изощрённостью интриги, напоминающей те самые лабиринты, что с подачи Кобба научилась конструировать юная Ариадна. Но… По завершении сеанса не покидает крамольная мысль, что сорокалетний уроженец Лондона не сумел совладать с давлением со стороны собственной могущественной корпорации2 и, хуже того, отчасти проникся способом мышления, навязываемым «фабрикой грёз». Дело не только в непременном «хэппи-энде», который ещё допустимо уподобить упоминаемому героями катарсису. Складывается впечатление, что Нолан принципиально не может оставить никаких двусмысленностей и недоговорённостей, раскрывая, а точнее, озвучивая найденные идеи до тонкостей и нюансов.
«Начало» было бы великолепным триллером, если бы действие не происходило в подсознании – одной из немногих областей бытия, которая еще способна вызвать взрыв любопытства, потому что лежит вне сферы непомерно развитой сегодня математики. Но вот устраивать из своей головы полигон для тренировки по борьбе с экономическим шпионажем, кажется, не должен хотеть ни один здравомыслящий зритель. То есть понятно: и из биографии Ван Гога можно сделать «Горбатую гору». Но кажется, что здесь Нолан все-таки слишком сильно упрощает.
«Начало» сделано достаточно мастерски, чтобы принять его как вещь в себе — громоздкий, железобетонный, но по-своему трогательный памятник неизбывной квадратности одного отдельно взятого сознания, с одной стороны, напрочь лишенного невинного восторга перед неизведанным, с другой — не готового принять повседневную реальность как что-то достойное изумления и любви. В общем, если договориться считать нолановский фильм не фантастикой, а автобиографической драмой о том, что у зануд даже сны скучные, — это вполне себе выдающееся произведение.