«Начало времен» отнюдь не «День сурка». То есть вовсе не умная трогательная история, готовая войти во всяческие анналы и разойтись на цитаты, а этакая отвязная комедия-однодневка из серии посмотрел-поржал-забыл. Более того – ничего великого, судя по всему, никто и не задумывал. Но это не повод для разочарования – наоборот, самое время вздохнуть с облегчением, ведь доисторическая тема имеет склонность обращаться на киноэкране в треш, а потому, как правило, чем серьезнее корчишь мину, тем глупее выглядишь.
«Начало времен» вольно обращается и с мировой историей в ее ветхозаветной трактовке (не более, впрочем, чем сам Завет), и с кинематографическими конвенциями: это не столько фильм, сколько набор скетчей. Вышли на полянку — отыграли сцену, перевалили за горку — другую. Понятно, что для автора «Дня сурка» и «Охотников за привидениями» это не вопрос профессионализма, а сознательный выбор, снижение градуса. Высказывание в телевизионном, в общем-то, формате, в котором прекрасно себя чувствовали «Монти Пайтон», отчасти Мел Брукс, где-то ранний Вуди Аллен — ассоциации, которые всплывают тут в первую очередь. Рэмис несколько проигрывает всем перечисленным в изобретательности, тут многовато воды, копрофагии и однообразных гэгов, а хорошие возможности брошены на полдороге.
Временами довольно смешно, временами вызывает реакцию отторжения, особенно в тех местах, где пошлейший юмор на тему фекалий и прочего опускается до совсем уже детсадовского уровня. Причем именно разнообразные богохульства и откровенные издевательства над всемирной историей получились здесь по большей части весьма забавными и остроумными. Можно, конечно, поворчать на тему рискованности столь грубых шуток над религией, но, идя на фильм, продюсером которого является Джадд Апатов, и хотя бы примерно зная, о чем кино, это было бы глупо не предвидеть, так что не будем ханжами. Другое дело, что до истинных комедийных высот, если припомнить работы Мэла Брукса или тех же «Монти Пайтонов» на похожую тематику, «Началу времен», или «The Year One», как фильм называется в оригинале, конечно, очень и очень далеко.
На протяжении сеанса не покидает ощущение, что авторы подошли к работе спустя рукава, если не вообще – оказались на съёмочной площадке по чистой случайности. Тем самым – уподобившись именно простакам Зеду и О, сбитым с толку встречами со странными людьми, совершающими непонятные, алогичные поступки, которые тем не менее будут увековечены на страницах книги книг. Разве что Джек Блэк, умеющий выглядеть раскованно и забавно даже в самых идиотских ситуациях, отчасти оживляет действо…
После «Ледяной жатвы», темперамент которой вполне соответствовал ее названию, Хэролд Рэмис вернулся к брутальному гротеску, только материалом на сей раз оказался не гангстер, запутавшийся в сетях психоанализа, а первобытные люди, попавшие в не очень приятную историю. В библейскую историю, говоря конкретнее. С первых же кадров видно, что Рэмис и его соавторы – коллеги по сериалу «Офис» – вдохновляются монти-пайтоновским опытом: «Жизнью Брайана» и пр. Но если у британских эксцентриков за непочтительностью к предрассудкам стояла совершенно внятная идея (и не одна), то создатели «Начала времен» сводят весь этот эдипов труд к банальным скабрезностям.
Картину от скабрезности не спасает даже то, что Джудд Аппатоу - лишь один из ее продюсеров и что снимал «Начало времен» режиссер знаменитого фильма «День сурка» Харольд Рэмис. За полтора часа экранного времени под гогот жующих попкорн подростков и/или под смущенное покашливание съежившихся в своих креслах людей постарше и поумнее оскверняется несколько широко известных сюжетов Ветхого Завета. По сути, «Начало времен» - фильм-путешествие во времени. Однако герои в нелепых париках несмешны, ситуации, в которые они попадают, зачастую омерзительны – подросткам с неокрепшей психикой и несформировавшимся вкусом должно понравиться, и в этом секрет популярности проектов Джудда Апатоу.
В плане шуток почти всё ниже пояса и мимо. Как-то не очень увлекательно наблюдать за тем, как натирают маслом волосатую грудь Оливера Плэтта или же писают себе в рот. Про гомоэротичную линию стоит вообще умолчать. Да и по евреям как-то совсем не по-доброму прошлись, так что даже "Зохана" теперь можно назвать вполне себе остроумным. Джек Блэк, который уже вроде реабилитировался после "Суперначо", занимается тем же чем и всегда, только вот последний раз это было смешно в "Школе Рока" (то есть 6 лет назад). И никак не получается взять в толк, почему при весьма достойных слагаемых, получаем нечто больше всего похожее на отрицательное число.