В фильме Напролом специальному агенту даётся миссия ворваться в космическую тюрьму, в которой вспыхнул бунт, и спасти оттуда президентскую дочку.
Ударное действие подкреплено столь же ударными диалогами, состоящими сплошь из экспромтов: «Вот черт, нам связь оборвали! – Кто? – Долбаные связные гномики, кто же еще?!» Энергии, надо признаться, Мэтеру и Сент-Леджеру не занимать. Они отменно держат ритм, и постепенно втягиваешься в этот космический аттракцион, хотя 2079 год скроен здесь по лекалам сырых и наивных 80-х, а логики в сценарии не больше, чем мяса в продукции современных российских мясокомбинатов.
Бессон не прогадал. Несмотря на то что Пирс, как правило, чаще играл всякие драматические роли, а в героев боевика не игрался ни разу, здесь он и вполне на месте, и демонстрирует очень хорошую физическую форму. ("Как же меня заколебало тренироваться для этого фильма", - жаловался Пирс в интервью.
Разумеется, "Напролом" не встанет в один ряд с упомянутыми образцами. Как и "Из Парижа с любовью" это безделица, но из тех, что всю жизнь перекладываешь из куртки в куртку, как найденный в детстве брелок в виде винтовочной гильзы. Без него, как и без нюансов, из которых слеплено обаяние этого фильма, легко можно и обойтись.
Замечательный характерный актер Гай Пирс, одно время игравший в основном художников, трансвеститов и воспитателей, частично переквалифицировался в забияку после вестерна «Предложение», и ему очень идет. Он закуривает в космосе от бензиновой зажигалки, без конца язвит в адрес традиционно невнятной голубой героини (женщинам в таком кино исторически уделяется мало места) и вопреки физике и здравому смыслу скачет с шаттла на шаттл как пьяный десантник по фонтанам парка Горького.
Хотя сюжетно зрелище не блещет оригинальностью, это с лихвой искупается способностью дебютантов в полном метре Мэзера и Сент-Леджера держать правильный ритм. Хлесткие диалоги все время перемежаются у них экшен-сценами: пошутили, подрались, побежали дальше — и все это на фоне взрывов, погонь на мотоциклах, прыжков с крыши, перестрелок и космических кораблей, красиво нарезающих круги по орбите. Фильм похож на непрерывно крутящуюся карусель, с которой невозможно спрыгнуть или даже ненадолго перевести дух.
Боевик «Напролом» во многом полагается на узнаваемость своих образов для поклонников жанра со стажем. Балансируя на тонкой грани между откровенным плагиатом и смешной пародией, команда Люка Бессона не растягивает происходящее излишними диалогами, хотя и не стесняется нескольких абсурдных сюжетных ходов. Именно здесь такую историю спасает харизма основного актерского дуэта, где Гай Пирс не пытается строить из себя супергероя, оставляя такую роль персонажу Мэгги Грэйс, чья Эмили Уорнок за 1,5 часа быстро успевает проникнуться смелыми подвигами Никиты, Лилу и Ким Миллс вместе взятых.
Дальнейшее развитие сюжета, а прежде всего – финал, к счастью, не разочаровывают. Несмотря на относительную краткость, создателям хватает времени и на перестрелки, особенно напряжённые в замкнутом пространстве, и на изрядный саспенс, и даже на масштабный бой – атаку штурмовыми звездолётами тюрьмы M.S. One, обладающей мощной системой защиты.
В "Напролом" почти все что-то кому-то напоминает, но это производит скорее приятно-ностальгическое впечатление, в том числе и потому, что авторы прекрасно понимают: все уже было, и остается только перемешивать в новых комбинациях известные ингредиенты, но зачем же расстраиваться по этому поводу, если можно на эту тему пошутить.
Для бессоновской продукции здесь маловато перестрелок, для фантастики — собственно фантастики; почти весь фильм занимают блуждания главных героев в стенах космической тюрьмы и их перепалки с Центром и противниками. Скорее всего, то, насколько смешон патологически серьезный Гай Пирс в космическом скафандре, создатели фильма прекрасно понимают и сами: видимо, как раз поэтому он острит здесь куда больше, чем в остальных своих фильмах вместе взятых.
есмотря на всю свою тотальную вторичность, напористость создателей фильма берет свое, и в идиотических диалогах и немотивированных поступках героев проскакивает нечто стопроцентно родное и настоящее, но безнадежно забытое.
Пирсу за этот выход светит вряд ли – ну и что. Зато он одними ухмылками и движениями бровей делает так, что полтора часа довольно бардачного и бестолкового фильма «Напролом» проходят в тёплой и дружественной обстановке. Тоже немаленькое достижение. Вердикт Кочерыжкина – вторичный и несколько бестолковый фантастический боевик со звездой, единолично его вытягивающей
Азартное бесстыдство, с которым авторы фильма крадут идеи у предшественников, вызывает умиление. Подобно недавнему «Морскому бою», картина «Напролом» зиждется на святом убеждении своих создателей, что зритель не заметит чудовищной глупости как двигателя сюжета, так как его будут отвлекать нон-стоп действие и тонны черного юмора. И это сложно оспорить, поскольку схема действительно работает. Обаяние героя и ершистость героини вкупе с непрерывным потоком гэгов и достойными спецэффектами (трудно поверить, что бюджет ленты составил какие-то $20 млн!) заставляют забыть о вторичности продукта.
«Напролом» - это своего рода дань канувшим в Лету 90-ым и забойным боевикам, а-ля Стивен Сигал или Брюс Уиллис. Только здесь звезда помельче в лице Гая Пирса, который, в общем-то, не плохо справился со своей задачей - тянуть одеяло на себя, потому что больше не на кого и острить чаще, чем стрелять в пулемет.
Очередная американская вылазка бессоновской студии «Европа» — и, как обычно, именины сердца. Звезды второго ряда, умеренный для фантастического боевика бюджет, зато неисчерпаемые ресурсы молодецкой удали и простого человеческого нахальства. Основная сюжетная линия сворована у Карпентера, побочные — из золотого фонда Майкла Бэя и всех остальных фильмов, где часто шутят и все время что-нибудь взрывается. Гай Пирс с откровенным удовольствием играет Брюса Уиллиса, хотя острить с такой пулеметной скоростью тому не приходилось даже в лучшие годы.
В итоге остаётся неутомимо шутящий Гай Пирс среди таксебешных спецэффектов и соответствующего сценария. Повторимся, что неиллюзорно проглядывает сходство с олдскульной фантастикой крайних десятилетий XX века, но личную эмоциональную значимость подобной общности пусть уж каждый оценивает самостоятельно. Но, наверное, не зря такое кино потеряло актуальность и уступило место новым формациям. Со всеми плюсами и минусами как первых, так и вторых.
Подводя итог, на выходе получилось картина, после просмотра которой на ум приходит лишь одно слово: середина – не золотая, но, безусловно, крепкая. Джеймс Мэтер и Стивен Леджер, до этого снявшие лишь мощную короткометражку "Охота в одиночку", до возможного, ожидаемого по трейлерам уровня, увы, недотянули. Может не хватило бюджета, но скорее – опыта.
В подобном би-муви эгоистичные мотивы главного бойскаута можно было объяснить и покороче. Зато практически весь хронометраж занимает удивительная «история от Люка Бессона», в действительности избитая до степени анекдота. Агент Сноу отправляется в бунтующую тюрьму спасать дочку президента, даёт всем прикурить, шутя выполняет миссию — и достаточно, все танцуют. Джейсона Стэйтама для подобных историй до сих пор хватает за глаза, что уж говорить про Гая-хохмача.
Единственное оправдание всему этому – символический бюджет в размере $20 млн., за который вряд ли возможно было снять нечто более вкусное. За такую расходную смету, как правило, можно создать только средний и проходной боевик, предназначенный для одноразового просмотра.