Фильм Не думай про белых обезьян повествует о проблемах нашего общества. Главный герой Владимир - предприниматель, для которого нет ничего святого, и деньги являются смыслом его жизни. Но однажды судьба знакомит его с тремя представителями богемы: алкоголиком, сумасшедшим и суицидной девушкой. Володя пытается их заставить работать на свой ресторанный бизнес, но попадает под их влияние и познает, что в мире кроме денег есть еще такие важные вещи как красота, природа, музыка, книги и любовь.
Самый поверхностный слой: скользи и получай наслаждение. От остроумно аранжированной музыки, роскошных натюрмортов, художественно изысканных интерьеров, всех до одного блестящих актеров и стихотворной речи, которой они владеют так, будто иначе никогда не говорили. В этом слое на вас будут фейерверком сыпаться легкокрылые ассоциации - поэтические, живописные, кинематографические и житейские. Милы устрашающие чудища, они на изумление чисто сделаны и напомнят кошмарики Босха. Утонченно ядовита пародия на съемки "Русского ковчега" с его лубочными мистификациями. Такое восприятие фильма сродни восприятию музыки: можно не расшифровывать смыслов, но испытываешь богатую гамму эмоций, от полного дискомфорта в начале до счастливого просветления в финале. Эта двухчасовая сюита удивительным образом сообщает перцу - сладость, фантасмагории - романтику, она напоминает о существовании той самой настоящей жизни, которая никуда от нас не исчезла - и если сегодня ушла в зону невидимости, то ее просто надо услышать.
Если хотите чуть больше полутора часов экстремального и насыщенного погружения в любовь, размышления, боль и счастье - идите в кино. И посмотрите фильм «Не думай про белых обезьян» на большом экране. Право, он того стоит. Хотя бы ради сказочных красок и анимации. Но главное – для того, чтобы после просмотра почувствовать энергетику зала, и когда включится свет, вы боялись оглянуться вокруг, чтобы не смутить соседей по кинозалу. Вдруг у них тоже в этот момент на глазах будут слезы? Это комедия Юрия Мамина. Комедия как чеховская «Чайка». Не улыбаться
Вышло шаманское, бурлескное, смешно запутанное и китчевое шоу, которому сложно подыскать аналоги. Любопытный зритель вступает тут на шаткую почву толкований, которая из-за нагромождения культурных ссылок и цирковых пародий, становится еще более расшатанной. Контрапункт высокого (духовный чердак) и потребительского (пищеварительный подвал) здесь совершенно очевиден, но насколько соцабсурдисту Мамину удалось остаться злободневным с этой вечной аллегорией русской мысли — вопрос. Во всяком случае сценарий фильма, написанный еще в 80-х, несет в себе явные рудименты той эпохи в виде, например, малопонятного сейчас воровства продуктов из общепита, да и профессии главного героя. Бармен эпохи перестройки может и олицетворял какие-то важные и нездоровые процессы в нашем обществе, но сейчас, если не думать про самую белую обезьяну в фильме Мамина — удивительное портретное сходство Вовы и Романа Абрамовича, — представить себе подобную нелепость просто невозможно.
Нынче очень хотелось острого социального кино на современные темы. Не снимают проблемное кино. Никто не хочет? Может быть, нет тем? Была большая надежда, что Мамин сделает такое кино. Но социального фильма не получилось. Получился экстравагантный, с сугубо авторскими узнаваемыми фишками водевиль, который растерял драматизм и заявленную трагикомичность из-за своего стихотворного размера и абсолютной неактуальности темы. Зачем пришлось тянуть параллель опять из 90-х? Ведь не жажда денег - главная болезнь нынешнего общества. То, что люди хотят есть мясо, а не петрушку, и спать в постели, а не в позе лотоса на крыше – разве это достаточный повод для упрека? Разве то, что мы перестали быть в большинстве своем нищими психами – преступление против духовности? Похоже, Юрий Мамин рубит головы давно ушедшим на покой драконам.
Какое кино могло получиться из такого сюжета, непривычной (категории хорошо и плохо тут просто не работают ) игры актеров, графики, взятой напрокат из первых отечественных видеоигр и навязчивым обнажением героини («правда может быть только голой», считает Мамин)? Конечно только «самый худший фильм» — и только он может хоть что-то противопоставить «Самому лучшему». Мы очень надеемся, что Мамин не остановится на своем пути революционного преодоления всего человеческого и как мастер, которому, по его собственным словам, по работе приходилось дрессировать кур, снимет следующую комедию именно о них.