В фильме Необычайные приключения Адель в Париже начала XX века из яйца птеродактиля, находящегося в музее естествознания, вылупился птенец, который вскоре подрос и начал терроризировать жителей города. Молодая журналистка Адель Блан-Сек намерена узнать правду о странных событиях, творящихся вокруг, даже если ей придётся отправиться в Египет и столкнуться с ожившими и говорящими мумиями.
Бессона всё раззадорило не на шутку, и он сделал кино во всех отношениях легкомысленное. Он ни в коем случае не собирается загружать публику соображениями и сложными эмоциями. Но и слово «развлечение» тут не совсем подходит. Приключения Адель должны увлечь, как увлекали в свое время романы Жюля Верна. Бессон сделал Адель законченной хулиганкой и всеми силами старается своим фильмом заслужить хулиганскую репутацию сам. Таким его и любили 13 лет назад, когда после «Никиты» и «Леона» вышел «Пятый элемент». Теперь в этот ряд можно смело вписать и «Адель», а остальное с легким сердцем забыть, как скучный сон.
В этой картине есть все, что положено для приключенческого сюжета. Немного любви. Чуточку пальбы и погонь. И море юмора (пусть и не совсем удачного). Да и основа у фильма вполне соответствующая - комикс. Так что, возможно, нам больше ничего и не надо. Никаких свежих идей, нового киноязыка и расширения рамок познания и сознания. Достаточно просто любоваться до безумия Луизой Бургуэн и парой великолепных сцен. Ведь сейчас кризис и, что самое главное, жаркое лето, и всем охота смотреть легкое кино. По крайней мере так считает Люк Бессон.
"Адель..." — тот случай, когда пародия становится вершиной самого жанра и способна радикально его изменить, направив по новому пути. Так было со спагетти-вестернами Серджо Леоне, с гангстерскими боевиками Квентина Тарантино, с упомянутым "Индианой Джонсом" (ему тут и поклон сделали, и высмеяли), наконец, с тем же "Пятым элементом". Стиль Бессона в этом фильме складывается из словесного трюкачества, актерской клоунады и сюжетной эквилибристики. Натренированный на многочисленных жанровых "кошках" и, казалось, совсем скисший Люк Бессон проявил неожиданную творческую лихость, напомнив, что граница между предпочтениями скучающих посетителей мегамоллов и высоколобых завсегдатаев арт-хаусных залов легко преодолевается фильмами для жизнерадостных безумцев.
Посмотрел. Понравилось. Что характерно, Бессона в этом фильме нет ни грамма. Ну или, скажем так, такого Бессона мы раньше никогда не видели. Потому что это нечто среднее между "Мумией", "Амели" и "Индианой Джонсом", снятое в стиле кинокомикса в интерьерах Парижа начала прошлого века. При этом стиль съемок, а в особенности персонажи сильно напоминают Жана-Пьера Жене и его "Неудачников". В общем, на удивление симпатичное кино, которому лишний балл можно дать за оригинальность, неголливудскость и ярких персонажей. Просто приятно удивлен.
«Необычайные приключения Адель» – достойный способ провести пару вечерних часов, если вы готовы оставить за дверями кинотеатра воспоминания о прошлых достижениях автора и не обращать внимания на снисходительность, с которой он говорит со своим зрителем. Бессон снимает нарочито неряшливо: в сценарии зияют дыры, будто в процессе написания его поклевал птеродактиль, а особое внимание уделяется кадру, в котором динозавр гадит на человека. Но самое неприятное, что каждая шутка переполнена невозмутимостью человека, давно плюнувшего на то, что его собеседник – неисправимый кретин. Такой же, впрочем, неисправимый, как он сам – мечтатель.
Конечно, «Адель» — лишь еще одна, женская, версия любимых Бессоном с детства приключений Индианы Джонса. Конечно, сюжет фильма больше похож на подборку мало связанных между собой гэгов, чем на стройную историю. И уж конечно, рыжая красавица Луиза Бургуан, несмотря на все свои достоинства, не идет ни в какое сравнение с юной Миллой Йовович. Но попробуйте рассказать об этом десятилетнему мальчишке, только что посмотревшему фильм в кинотеатре: он лишь недовольно хмыкнет и убежит домой — искать в интернете комикс про Адель и просить маму поскорее купить ему игрушечного птеродактиля.
В «Необычайных приключениях Адель», очевидно, сделана заявка на создание собственного, галльского приключенческо-фантазийного блокбастера, призванного поразить воображение захватывающим действом, причудливыми визуальными эффектами, динамичностью – и вместе с тем утончённостью, куртуазной ироничностью и прочими сугубо национальными атрибутами. К сожалению, терпения у режиссёра-сценариста хватило ровно на пролог, остроумно подводящий к невообразимому нагромождению событий, обрушившихся на Париж в начале XX столетия. Чем дальше, тем сильнее авторы скатываются к подражанию «фабрике грёз», то и дело вызывая в памяти экранные подвиги Индианы Джонса, Лары Крофт и Рика О’Коннелла – истребителя опасных мумий. Вот только без американского размаха и, главное, без полёта воображения.
Возвращение ТОГО Люка Бессона? Увы — те, кто пишет так, всего лишь выдают сильно желаемое за действительное. Хотя «Адель» и, правда, ощутимо пободрее заторможенного «Ангела-А», но до высот «Пятого элемента» ей не взлететь даже на птеродактиле... Аляповатый сюжет, легковесная режиссура, однообразно усатые и желтозубые персонажи второго плана, банально-фекальные гэги и раздражающе мультяшные компьютерные креатуры — все это сильно мешает оценить отдельные удачи: целую россыпь разнообразных кинематографических отсылок и аллюзий, изумительные гримэффекты и приятную музыку Эрика Серра.
Люк Бессон поставил несколько великих фильмов для детей и юношества, и все было хорошо, пока он не начал обращаться к школьникам напрямую: самый страшный грех для детского автора. «Адель» — экранизация знаменитых во Франции комиксов Жака Тарди — это, конечно, не Артур с минипутами, но адресат фильма явно не начал не только бриться, но даже и расчесываться. Несколько выламывающийся из концепции детского кино мимолетный эпизод, где Адель принимает ванну, ничуть не противоречит сказанному, а лишь подчеркивает знаменитую бессоновскую расчетливость, иначе именуемую цинизмом. Между тем если есть жанр, в котором циникам не место, то это именно он.
Если «Необычайные приключения Адель» чем-то и вправду необычайны, то только своей поистине несусветной глупостью. Причём откуда она взялась, предельно ясно — Бессон явно намеревался выступить с той особой легкостью походки, с которой искусно выдуманную глупость получается трансформировать в лучшее развлекательное кино в мире. Но тут такая штука — если тебя зовут не Стивен, и фамилия твоя не начинается на «С», то эта легкость не генерируется в твоих фильмах сама собой, из воздуха. Так случилось и у Бессона — там, где он планировал сделать что-то вроде четвертого «Индианы Джонса», у него опять получилось четвертое «Такси». В общем, Люк Бессон в маразме; громкая, напыщенная и агрессивная ерунда.