Потусторонний мир посылает Кейси множество неприятных сюрпризов: склизкие насекомые, вязнущие в кашеобразной коричневой жиже, или реализующиеся кошмары из бессвязных снов. Она напугана, но продолжает заглядывать в любую, хоть сколько-нибудь таинственную щель и прислушиваться ко всем шорохам ее тихого дома. «Нерожденный» сделан с таким старанием напугать, таким обилием деталей и намеков на развитие событий, что становится смешным. Хорошо сшитым, но сидящем чуточку кривовато: вот и получается то ли испуг, то ли усмешка.
Все перечисленное не имеет смысла без того, чем действительно интересен любой ужастик, т.е. без грима и спецэффектов. На этот раз создатели всех этих мерзостей, которые так не любят впечатлительные люди, не то, чтобы превзошли себя, но показали, как всегда, высший пилотаж. Все эти жуки, вылезающие из щелей в туалете, диббуки с неестественными рожами вместо лиц, собаки и люди с перевернутыми головами – все это выполнено с качеством и от души.
Жаль только, что в целом картина получилась неровная и чуть выше среднего. Но Гойер, мне кажется, справится со своими ошибками, и ему еще предстоит создать такие же шедевры в режиссуре, как и в драматургии. Надо только подождать его следующего фильма...
В условиях тотального кризиса жанра, когда бесконечные повторы "Звонка" в разных вариантах азиатского хоррора лишь изредка разбавляются "Джиперсом Криперсом" (первым, конечно), "Пилой" (первой, только первой) или "Сайлент Хилл", "Нерожденного" можно зачесть как удачную попытку бесстрашного Голливуда хоть чего-нибудь испугаться. И если он уже настолько не боится лагерей смерти, что готов их включить в молодежный ужастик, то белый бультерьер с перевернутой на 180 градусов головой, тяжело дышащий посреди разгромленной синагоги, является пусть не равноценной, вполне кошмарной заменой.
Дэвид С. Гойер не нашел способа сделать свою историю подкрадывающейся неожиданно – драматическая ситуация неповоротлива, подступы к волнующим моментам слишком затянуты. Все это способно вызвать раздражение, ощущение, что происходящее на экране действует на нервы не должным образом. Впечатление усугубляется предсказуемыми сценами и диалогами, а также вычурными деталями в виде вульгаризированных рассказов об особенностях генетики и популяризации оккультизма. Похвалить картину почти что не за что. К сильным сторонам фильма можно отнести его цветовое решение и слаженный актерский ансамбль. Стоило ли ради этого порождать «Нерожденного»? Остается надеяться, что вполне предсказуемая финальная сцена фильма не является заделом на сиквел.
Мичиганец Дэвид Гойер проявил завидную последовательность, сразу же вслед за фильмом «Невидимый» сняв фильм под названием «Нерожденный». К несчастью, вышеупомянутая последовательность на этом факте и заканчивается: после драмы об одиночестве и отчуждении Гойер-режиссер переметнулся в лагерь банальных и довольно глупо выглядящих ужасов. При всем при том создатель «Нерожденного» не загоняет каких-нибудь сексуально озабоченных юнцов в луизианский домишко на отшибе, чтобы они там друг друга расчленили и съели, – нет, Гойер снимает вдохновенно, на широкую ногу.
Под конец сеанса у зрителей формируется четкая уверенность, что перед ним изощренный до садизма стёб, эдакий нерожденный диббук «Очень страшного кино», вселившийся по недоразумению в кино серьезное, и даже отчасти философское. Учитывая послужной список Дэвида Гойера — сценарии для всех «Блэйдов» и «Темного рыцаря» (!) и полноценная режиссура для последнего «Блэйда» и «Невидимого» — в его серьезности сомневаться не приходится. Но что можно вот так вот, на голубом глазу, переплюнуть Уве Болла и Эда Вуда вместе взятых, в это поверить так же сложно, как и в злых демонов и целительные методы доктора Малахова Плюс.
Чтобы пугать по-настоящему, Гойер использует все трюки из учебника (к сожалению, это дешевое методическое издание для начинающих пугальщиков) — эффект «Пика-бу!» и громкие звуки. Доходит до смешного — главная героиня, кажется, три раза открывает и закрывает шкафчик в ванной, прежде чем там наконец-то появляется сверхъестественный гость. Мучительные хождения по сюжету включают в себя встречи с невразумительными персонажами, выслушивание дурацких диалогов и исконное знание, что во всем виноваты фашисты. Такое впечатление, что сидишь в металлической бочке, а кто-то снаружи сбивчиво рассказывает малоинтересную историю — не цепляет абсолютно.