В фильме Неуправляемый грузовой поезд длиной почти километр, гружёный ядовитыми химикатами, несётся сам по себе в сторону города, сшибая всё на своём пути. Два машиниста пытаются cделать всё возможное, чтобы предотвратить техногенную катастрофу.
Скотт снял своеобразное кино. Оно по горло напичкано большинством голливудских штампов, оно по стилю сделано так, как снимали в восьмидесятые, однако по технике съемки это чистые двухтысячные, и фильм смотрится просто здорово. Вот честно скажу, я посмотрел с удовольствием. Да, в процессе понимаешь, что Скотт нам гонит эту шнягу с женами, дочерьми, эсэмэсками, подлыми начальниками, социальными трагедиями и огромными нефтяными танкерами в двух шагах от резкого поворота железнодорожных путей, где никаких танкеров быть не может по определению, - но смотрится это все отлично. Но вот когда досмотришь, то, как это часто бывает, думаешь: "Что за фигню я посмотрел?" Однако посмотреть очень даже можно. Не задумываясь над сюжетом, только сопереживая. И желательно - на хорошем экране в хорошем качестве. Потому что не зря он это все снимал вживую, не зря - выглядит очень достоверно.
«Неуправляемый» — действительно очень простое кино, возможно, самая прямолинейная голливудская ода инерции со времён фильма «Скорость». Здесь абсолютно всё подчинено постоянному, непрестанному движению — характеры размечаются стремительными пунктирами, на разговоры отводится минимум места. При таком чётком фокусе «Неуправляемый» оказывается одним из самых захватывающих фильмов Скотта за последнее время. Задача догнать километровый поезд с токсичными веществами предоставляет массу возможностей для чистого саспенса, и режиссер по максимуму выжимает их все — здесь есть несколько таких эпизодов, на которых натурально становится некогда дышать.
Ну что сказать? Да, фильм хорош, паровозы мощные, действие стремительное, герои суровые, концовка стандартная, даже излишне слащавая. В общем, спасение мира для одного отдельно взятого депо удалось на славу. Единственное, что осталось за кадром, так это причины семейных неурядиц главных героев, но в конце концов, их личные жизни не так уж важны для простенькой философии картины. А философия этого фильма такова: были проблемы в семье, потом вдруг — бац! — стал героем, и нет проблем! Вот уже и жена виснет на шее, и дочка, и даже теща лобызает шершавым языком... Неплохой фильм для времяпрепровождения в обнимку с ведром попкорна. Рекомендую!
Если в «Опасных пассажирах поезда 123» Скотт искомый баланс только нащупывал, то в «Неуправляемом» он наконец-то его достиг — тут не только нет планов дольше минуты, но и в будничной манере подвергаются переосмыслению все стандартные способы киносъемки (общий план, панорамирование, «восьмерка»). Правда, за эффектным монтажом и импульсивной режиссурой в «Неуправляемом», как и в «Пассажирах», теряются главные фигуранты этой драматичной истории (не считать же таковыми поезда), но тут со Скотта точно взятки гладки.
Неуправляемый - хороший, крепкий фильм-катастрофа, от которого можно получить удовольствие и приятно провести время. Но главная проблема фильма в том, что он совершенно не претенциозен и подходит лишь для одноразового просмотра. Вы можете насладиться здешним саспенсом, музыкой или актерской игрой, но итог все равно будет один: через некоторое время лента просто выветривается из головы, так как ничего нового или запоминающегося она предложить не может.
Снимая Стэнтон, режиссер отказывается от своего фирменного клипового стиля — пасмурные серые цвета и неторопливые сценки из быта простых рабочих ничем не выдают автора трипового «Домино». И только, когда на экране появляется поезд, камера начинает знакомо нервничать, а зловещий состав, кажется, вот-вот выпрыгнет с экрана, заставляя пережить то, что чувствовали первые зрители «Прибытия поезда» – без 3D и почти без компьютерной графики. «Неуправляемый» сделан по старинке, при помощи трюков и монтажа. Каскадеры и вправду прыгали с машины на локомотив, а Вашингтон в действительности научился ходить по крыше двигающегося состава.
Тони Скотту, похоже, предстоит выслушать изрядное количество насмешливых обвинений в «любви» к железнодорожным составам, раз уж он второй раз подряд обращается к теме риска, таящегося в этом виде транспорта. К тому же, режиссёр снова (в общей сложности – в пятый раз!) призвал к сотрудничеству знаменитого Дензела Вашингтона, который предстал в ещё более непривычном обличии, без лишнего пафоса изобразив бывалого труженика, добросовестно и буднично исполняющего служебные обязанности. Вот только во всём остальном «Неуправляемый» разительно – и в лучшую сторону! – отличается от предыдущей постановки Тони.
«Неуправляемый» – упоительный самоповтор в каждом кадре. Монтаж, растягивающий кульминацию на весь фильм. Тысячетонные машины, по-праздничному взрывающиеся на полном ходу. Дэнзел, куда без него, Вашингтон. И в то же время Тони Скотт – единственный уже режиссер, умеющий работать на таком поле как профессионал, не превращая действие в ностальгическую буффонаду. Несмотря на чрезмерную трафаретность, за фильмом следишь без этой скептической ухмылки – Скотт так работает, что выражать эмоции просто некогда. Среди этих телерепортажей, ликующих дочек и добросовестных диспетчерш вдруг образовываются действительно незабываемые сцены.
Технически Тони Скотт, как всегда, безупречен. И высочайший профессионализм, и гарантированный драйв, и экспрессивные крупные планы поезда-беглеца, вокруг которого болезненно сжимается пространство, – всё на своих местах. Даже темп монтажа, наращивавшийся со времен «Врага государства» в геометрической прогрессии и в «Домино» представлявший собою уже просто истерический фарш из высокооктановых кислотных кадров, начиная с «Дежавю» заметно сбавил обороты и в «Неуправляемом» держится на стабильном, повествовательном уровне. Скажем так, нормальная синусовая тахикардия. Однако что же фиксирует на камеру Тони Скотт? Только ли историю производственного героизма? Разумеется, нет. Из истории производственного героизма, очень хорошо и точно снятой, режиссер делает модное в Голливуде своеобразное «реалити-шоу»: сопереживание не оставляется зрителю, как того требует драма, а выносится на экран же. Однако то, что вполне естественно, скажем, для «Трансформеров», в фильмах вроде «Неуправляемого» выглядит постыдным и неуместным.