"Ниндзя-убийца" выступает в той же дисциплине, что и "300 спартанцев" и не исключаем, что даже уделывает своего вдохновителя по части натуралистичной резни по врагам. Кровища и расчлененка, по крайней мере, не хуже, чем на призовых скотобойнях, а некоторое количество излишне тёмных сцен сполна уравновешивается сумасшедшим драйвом во всех остальных схватках с поножовщиной, помечёвшиной и посюрикеновщиной. Сюжет про любовь-месть-предательство — не предел совершенства и в определенных моментах воспринимается как необходимое зло. Однако слишком затянутых пауз между резнёй, резнёй и снова резнёй не бывает, а вся она, как уже было сказано, выполнена на достаточно высоком уровне, чтобы гарантировать разумную благосклонность со стороны зрителя.
Зрители получили полнометражный видеоклип, к тому же, выполненный в жанре анатомического бесстыдства. Или поэтической визионерской мясорубки, как кому угодно. Упоительные в своем кретинизме диалоги в последний раз можно было услышать в фильмах, где играл незабвенный Майкл Дудикофф. И в этом действительно есть определенное очарование. Наверное, подобное должно прийтись по душе не только поклонникам фильмов о боевых искусствах, которые оценят в «Ниндзе» классический колюще-режущий инструментарий, но и тем, кто зашел в зрительный зал случайно. Когда взрослые серьезные дяди наряжаются в обтягивающее черное трико, смотрят непроницаемым взглядом и вместо стандартного приветствия кидают в потенциального собеседника заточенный сюрикен — это несказанно грустно лишь по сценарию. На деле же выходит одна из самых смешных комедий уходящего года.
Удалось ли Энди и Ларри Вачовски и их небесталанному протеже, так ярко заявившему о себе дебютной научно-фантастической притчей «В значит вендетта», не просто вдохнуть новую жизнь в культ ниндзя, но и – вывести его на более высокий уровень? Полагаю, что да, хотя дебютные коммерческие показатели картины1 могли бы, право, впечатлить и сильнее. Да и Джеймс МакТиг явно переусердствовал по части показной натуралистичности, всё-таки не уловив тонкостей истинно японской эстетики эффектного кровопускания, памятной, допустим, по циклам об убийце сёгуна Огами Итто и слепом самурае Дзатоити (Затоичи). Чего стоит только пролог, когда незримые ниндзя, появляющиеся из тени, безжалостно расправляются с группой зарвавшихся молодых якудза, отрывая испуганным недругам головы, разрывая тела на части и оставив после себя лишь огромное багряное месиво…
Весь фильм, фактически, вырос из одной сцены в «Спиди-гонщике», где главный герой и его семья дают отпор воинам-теням. По легенде, Вачовски напрягли память и записали на бумажке все штампы ниндзя-боевиков, после чего торжественно передали эти скрижали мудрости сценаристу-дебютанту Мэттью Сэнду. С наказом сделать из понятно чего конфетку. Вынуждены констатировать: кондитерского изделия не вышло. Получился банальный экшн про ниндзя-отступника.
Самое главное, что придумали Вачовски с режиссером МакТигом и на чем могли въехать в кинематографический ниндзя-рай — это идея, что ниндзя не должно быть видно. Они же ниндзя! Когда пустая, вроде бы, комната, друг наполняется темными фигурами, медленно поднимающимися из каждой тени — это и правда хорошо. К сожалению, дьявол снова оказался в деталях. МакТиг, не слишком удачно исполнивший "V значит вендетта", и тут утратил к середине чувство меры, и по европейской столице забегали смешные японские человечки в черных пижамках, кроша ножиками агентов Интерпола.
Ниндзя, когда-то продававшиеся не хуже голых девушек и говорящих зверей, в последнее время окопались в голливудских семейных комедиях и боевиках Бессона. Фильм МакТига, спродюсированный братьями Вачовски, мог бы перезагрузить жанр — но вместо этого, видимо, окончательно его похоронит. Минуте на сороковой — у Бессона к этому моменту уже промелькнули бы десять рукопашных в разных интерьерах, пять автомобильных погонь и полсотни глупых шуток — мы все еще болтаемся между офисной болтовней интерполщиков и нудными флешбэками в босоногое шаолиньское детство главного героя. Когда все же доходит до рубилова, у МакТига находится ровно один прием: притушить свет, пришпорить монтажера и художественно разбрасывать там-сям брызги компьютерной крови.
«Ниндзя-убийца» поступает с легендой о неуловимом и загадочном воине-ниндзя примерно так: берёт красивую утонченную вещь, и крошит её со всей голливудской дури в мелкие кусочки. Смотреть на такое насилие — всё равно что наблюдать, как толпа злобных десятилеток мучает кошку. Спору нет, всегда найдётся идиот, что встретит такое зрелище радостным и бездумным «гы-гы» — вот, кажется, именно ему «Ниндзя-убийца» и адресован. В общем, дикое кровавое месиво, в худших смыслах этих прекрасных слов.
Странно, но все, что запомнилось мне после просмотра, так это стремительный и жестокий action, и местами испорченный лишними диалогами и обстоятельствами сценарий. Вот если бы МакТиг убрал все эти ненужные приблуды о чести и мужестве из своей ленты, то вышел бы интересный аттракцион для взрослых, а так кинематографическая ценность данного творения «стремиться к нулю».