События фильма Обитаемый остров происходят в недалеком будущем. На дворе 2157 год, земляне свободно бороздят по галактике. Главный герой, пилот ГСП - Группы свободного поиска Максим Камеррер терпит крушение на далекой-предалекой планете Саракш. В результате многолетних ядерных войн планета отстала в своем развитии на целый два века. Ею правят пять неизвестных правителей, манипулирующих сознанием обитателей. Повсюду царит тирания, экологический кризис и социальные волнения. Максиму предстоит пройти через множество испытаний, найти друзей и любовь, прежде чем он сможет бросить вызов тиранам и освободить Саракш.
«Обитаемый остров» действительно масштабный проект. В том-то и состоит его прелесть: если актерский состав вдруг иногда может подкачать, то это легко подкорректирует эффектный вид, неожиданная деталь или фантастически - прекрасный свет. Проект во многих смыслах удачный. Не совершенный, но внушающий надежду на то, что из него может вырасти пара новых имен, а по его стопам могут пройти новые оригинальные фильмы.
Достойная операторская работа в сочетании с красивыми декорациями делают планету Саракш пусть не реальной, но очень убедительной. А уверенная рука режиссёра добавляет всему этому той самой атмосферы, которая так необходима любому фильму, в том числе и фантастическому. Да, Бондарчук-младший явно смотрел и "Бегущего по лезвию бритвы", и "Эквилибриум", и ещё несколько известных представителей жанра, но это идёт картине только на пользу. "Обитаемый остров" вызывает исключительно положительные эмоции. И даже тот факт, что нам показали лишь первую половину истории, никак не расстраивает — хотя бы по той простой причине, что кино имеет ярко выраженный промежуточный финал, а не обрывается посередине. Посмотреть продолжение хочется как можно быстрее — а разве это не лучший комплимент?
Разноцветный сверх всяких приличий, перебирающий сусальной и прочей красоты, «Остров», тем не менее, достигает той же цели, что и книжка: формулирует довольно сложную, типично российскую коллизию общественной свободы-несвободы языком, понятным пятикласснику. Какие-то акценты неизбежно сползли: Неизвестные Отцы, рулящие страной, в фильме скорее мошенники, чем фашисты, герой — скорее идиот, чем идеалист, и сам фильм, чисто визуально, скорее «Три толстяка», чем «Бегущий по лезвию», русскую версию которого явно мечтали сделать режиссер Бондарчук и продюсер Роднянский. Но это, в сущности, мелочи. Пятиклассники, хочется верить, все поймут правильно.
Превращения одного из самых глубоких романов Аркадия и Бориса Стругацких в заурядный фантастический боевик Фёдору Бондарчуку готовы простить очень немногие почитатели их таланта…Лишь постепенно отдельные детали, поначалу раздражавшие показной куртуазностью, обретают смысл, а заявка на продолжение становится всё более обоснованной. И мало-помалу вырисовываются контуры авторской концепции, действительно подчиняющей себе (а не наоборот) все зрелищные элементы. Т.н. обитаемый остров, навещённый Максимом-Робинзоном, оказывается Массаракшем, то есть ‘миром наизнанку’, но вместе с тем – раскрывает вполне «земную» проблему борьбы за власть.
«Обитаемый остров» на самом деле — тот самый фантастический блокбастер. С историей, приключениями, спецэффеками, масштабом, декорациями, напряжённым саундтреком, стрельбой, мордобоем, героями, антигероями, лирическими прогулками при луне и чуть ли не ган-катой. И всё это было бы совершенно замечательно и вызывало бы исключительно аплодисменты авторам, если бы не традиционные для нашего кинематографа вопросы. Всё это кино, начиная с компьютерных астероидов до финального взрыва производит именно что до ужаса малобюджетное впечатление. Сценария всё-таки по факту было — всего на один фильм. Потому двухчасовое полотно пришлось изрядно «разбавлять», безбожно удлиняя сцены, особенно всякие романтическо-философские. Не то, чтобы это стало для фильма фатальным, нет, он смотрится богатой, интересной, развёрнутой постановкой, но вот некий нерв, натянутая струна сюжета неуловимо ослабляется. Можно пожать плечами и сойтись во мнении, что это придирки. Но все эти моменты приводят к главному — они смазывают общее впечатление, которое в итоге неплохое, но чего-то не хватает. Катарсиса какого-то, восторга, ощущения праздника жизни.
Справедливости ради, все не так уж и плохо. Деньги в кадре чувствуются. Проблема носит, скорее, художественный характер: постапокалиптический мир, несмотря на всю глубину его проработки — с любовно раскиданным мусором, паутинками покрывающих стены трещин и красиво облупившейся краской — недостаточно оригинален, напоминая всю голливудскую фантастику разом. «Фильм первый» ни в коем случае не осечка и даже не плохое кино. Просто нет у нас в стране постановщиков, способных сдвинуть подобную махину с места. Даже посягательства на заветный гуж понятны: кому не хочется своими ногами помесить грязь истории? Но пока мы имеем только хорошо выполненную домашнюю заготовку. А для того, чтобы черновик превратился в настоящее кино, нужно долго тренироваться — и желательно, не на нашем новогоднем досуге.
Огромный город со шпилями, подвесными мостами и плывущими в небе дирижаблями, первертное логово гвардейцев-гестаповцев, станные улицы, набитые разношертной публикой, Неизвестные Отцы, не снимающие черных перчаток (руки-то по локоть в крови), тоталитарные плакаты и телепередачи, где только "Лебединого озера" не хватает — создавая Саракш, Бондарчук поставил на масштаб и подробную детализацию этого прекрасного нового мира. Получилось у него или нет — каждому придется судить самому, потому что тут вступают в дело силы, лежащие за пределами кино. Из всего спектра точек зрения на "Обитаемый остров" — любви к Стругацким и миру Полдня, отношения к Бондарчуку, к российскому кино и феномену новогодних блокбастеров, критики тоталитаризма и золотых кудрей исполнившего Максима Василия Степанова — собственно кино, к сожалению, окажется на последнем месте. Непредвзятое отношение к этому фильму, кажется, просто невозможно. Если попытаться распутать эти узлы, останется грандиозная попытка, свалившаяся в хаос.
Бондарчук не стал воспроизводить милую поэтику советских инженеров-шестидесятников, вдруг почувствовавших вкус к либеральному неомарксизму и псевдоученой антиутопии. Федор Бондарчук поступил ровно так, как и должен был поступить режиссер фантастического боевика с многомиллионным бюджетом, – он снял голливудский блокбастер, где каждую минуту что-нибудь ухает, грохает, горит и взрывается, а в коротких промежутках пылает романтическая страсть, списанная в основном из каких-то дамских романов. Критика тоталитарных режимов, которой произведение Стругацких исключительно и посвящено, у Бондарчука ушла куда-то на десятый план. Ну а уж драматургию Бондарчуку припомнят точно, только не на земном суде, а на более высоком. Недаром, когда Федор Сергеевич Бондарчук, играющий Прокурора, снимает трубку и подобострастно говорит: «Здравствуй, Папа», кажется, что это звонит ему с того света настоящий его папа, Сергей Федорович Бондарчук, и грозно спрашивает: «Что ж ты, сынок, снимаешь-то? Что же это у тебя в фильме творится за полный массаракш?»
«Обитаемый остров» действительно поражает — в первую очередь искусством маскировки. 30 миллионов, вроде бы потраченных на кино, тут совсем не видны. Виден средней дальности пепелац — костюмы, будто одолженные в провинциальном ТЮЗе, танки из крашеной фанеры, веселенький неон, мелированная шевелюра московского космолетчика, аляповато-лужковская архитектура декораций, разнобой и безжалостная эклектика. Бесчисленные заимствования художественных элементов превращают оригинальную историю в сплошной болливудский ремейк.
Бондарчук - человек хоть и неглупый, но, кажется, недолговидный и напрочь лишенный чувства меры, снял крайне безвкусную и уж очень размашисто-русскую картину. Визуально «Остров» - это двухчасовая красочная антиутопия, снятая настолько ярко и агрессивно, что от выверенного стиля, эстетики планеты Саракш не остается и следа. Идеальные прически и строгие костюмы теряются в клипово-поп-артовском мире Федора Бондарчука, ровно так же как звезды «Острова» среди равных себе. Смотреть фильм неинтересно, так как самые захватывающие сцены испорчены невероятно невнимательным монтажом. В целом «Остров» - отличный пример того, как благие намерения не уживаются с большими деньгами. А функционерство с художественным талантом.
Два часа просмотра прошли напряженно. Никак не хотелось верить, что несмотря на 40 миллионов бюджета, на хорошего оператора, на несколько лет работы получится именно то, что получилось. Люди, однако, начали уходить из зала через час.
Удалось ли перенести книгу на экран? Безусловно, удалось. На мой взгляд, это вообще лучшая экранизация Стругацких. К примеру, Борис Стругацкий от фильма в восторге. Так что претензии в том, что получилось фантастически тупое говно – это к авторам текста. А претензии в том, что получилось дорогое тупое говно – это к авторам фильма.
Ещё по «9 роте» было заметно, что Бондарчуку как кинорежиссеру, скажем так, ещё есть, куда расти. В «Острове» Бондарчук явно отхватил больше, чем был в состоянии прожевать — причём срезался он в первую очередь на самых простейших уровнях кинопроизводства. Выстроив довольно грандиозную концепцию для воплощения романа в фильм, он, как это часто бывает с нашими доморощенными авторами, как будто благополучно успокоился, решив, что фильм практически готов — и режиссировал процессом будто бы одним пальцем. Результаты вышли, скажем так, катастрофическими. Практически все до единого актёры довольно мощного состава весь фильм говорят с одной интонацией на всех — примерно с той, с которой объявляют остановки в трамвае. Схватки и сцены разрушений поставлены по большей части весьма впечатляюще — но к ним прикручены звуковые эффекты такой лютости и громкости, что кажется, зубы рассыпаются во рту. Все эти не сильно значимые сами по себе особенности на полнометражной дистанции делают просмотр «Острова» практически невыносимым.