Фильм второй Обитаемый остров 2: Схватка продолжает приключения Максима Камеррера на планете Саракш. В Обитаемый остров: Схватка нас ожидает значительно больший накал страстей, ведь пилот ГСП - Группы свободного поиска Максим Камеррер решается на небывалый шаг - бросить вызов самим Неизвестным Отцам. Вот только хватит ли у него сил устоять перед мощью всемогущих правителей, не предать друзей и сохранить любовь?
Картина «Обитаемый остров. Схватка» недаром получила такое название. В отличие от первой части, она намного динамичнее. В ней больше экшена. Две части как будто бы противопоставлены друг другу по темпоритму. Первая – долго запрягает, вторая – быстро едет. И во время этой «езды» демонстрируются достижения российского кинематографа в компьютерной графике, постановке трюков, создании спецэффектов. Из-за мощного звукоряда и непрекращающейся динамики действия без «затишья» трудно вычленить содержательную основу. Диалоги кажутся незначимыми, поступки большинства героев – не обладающими глубоким смыслом. Экшен придает второй части очарование качественного фантастического боевика, но, увы, лишает зрителей возможности «поковырять» фильм, найти в нем скрытые символы и коды. И, тем не менее, экшен – лучшее, что есть во второй части дилогии. Нет сомнения в том, что дилогия «Обитаемый остров» достойна внимательного и заинтересованного зрителя, и что ее послевкусие намного приятнее первого впечатления.
Упреки касательно оставлявшей желать лучшего динамики первого фильма были приняты к сведению. Если там от актера Степанова, как от анимационных пингвинов, требовалось главным образом улыбаться и махать, то в «Схватке» он улыбается сравнительно мало, зато очень энергично машет руками и ногами. В результате перед зрителями он постоянно появляется по уши в крови. В общем, едва ли у кого повернется язык упрекнуть Федора Бондарчука в стремлении превратить боевую фантастику литературного оригинала в философскую тягомотину. К основному антитоталитарному посылу Стругацких, ради которого роман и был написан, создатели фильма относятся с должной бережностью. В общем, несмотря на аляповатость и топорность, «Обитаемый остров» скорее состоялся.
Первое. Несмотря на все недостатки, сам факт появления этого фильма оцениваю как, безусловно, положительный. Второе. Главный герой - вопиющий мискастинг. Третье. Копировать чужие находки, судя по всему, более или менее научились. Четвертое. Финал облажали настолько, что это даже может войти в историю российского кинематографа. В итоге в общем и целом мне вся эта затея - на троечку. Видно, что старались, но где-то недостарались, где-то перестарались, а смотреть было реально скучно. Особенно во второй части. На самом деле только профессиональный долг заставил досмотреть до конца. И в конце в сердцах плюнуть.
Ознакомившись с завершённым произведением, не стану утверждать, что двуединый «Обитаемый остров» следует сходу причислить к шедеврам зрелищного кинематографа или даже – к вершинным достижениям отечественной кинопромышленности. Но с другой стороны не может не радовать, что дилогию (точнее, «двухтомник» а-ля Тарантино) нестыдно представить нашим посильным вкладом в развитие научной фантастики. Лента с подзаголовком «Схватка» не развеивает главную надежду, порождённую первой частью, доказывая, что заявка на философское осмысление событий литературного первоисточника, а не только заимствование мощной интриги, придуманной Аркадием и Борисом Стругацкими, – не являлась блефом опытного кинодраматурга Эдуарда Володарского и режиссёра.
Что бы вам не показалось после первого фильма, имейте в виду — вам не показалось. Те, кто остался доволен началом, будут еще больше довольны продолжением. Все как обещано: масштабная танковая атака, прерванная ядерным ударом, полет на имперском бомбовозе и роскошная финальная драка Максима со Странником, который с невероятно заразительным наслаждением станет пинать землянина начищенными сапогами. Плюс, понятное дело, золотые кудри Василия Степанова, надрывный перфоманс Петра Федорова, инфернальный Серебряков и нежнейшая Юлия Снигирь. Те, кто был недоволен, снова получат повод для раздражения — камера, из которой, кажется, просто забывали вынимать цветные фильтры, и очень много криков, с помощью которых предпочитают делиться мыслями и чувствами герои.
Вторая серия «Острова» служит еще одним доказательством того, что человек привыкает ко всему, даже к отечественному кино. Прошли месяцы, шок от продакшн-дизайна и злоупотребления буллет-таймом прошел, политическая подоплека фильма ясна и не удивляет своей двусмысленной дерзостью, костюмы перестали вызывать смех (посмотрите, во что одеты москвичи этой весной, — это гораздо веселее), свидетельства астрономического бюджета вроде бы нашлись (вторая часть выглядит гораздо, гораздо масштабней — круговую панораму города, например, показывают целых три раза!), можно приглядываться и хихикать в удовольствие, а не от подавленной ярости. Теперь уже видно, что Петр Федоров вчистую переигрывает Степанова, что Бондарчук любит не только «Пятый элемент», но и нуары, что футуристические авто действительно сделаны с блеском и юмором, и что все это — не откровение, а всего лишь ретрофутуристический экшен, прекрасный именно своей экзотической дикостью.
«Обитаемый остров» значительно обмельчал ко второй части. В «Схватке» нет чувства другой планеты, на экране мелькает десяток актеров – и у большинства из них от силы пара реплик. Из неизвестных отцов в кадре появляются только трое, новых персонажей и вовсе нет. Говоря об «Обитаемом острове» очень сложно избавиться от соблазнов пуститься во все тяжкие и провести всяческие кино- и исторические параллели. Но на самом деле, из постановки диссидентского романа вышел чистой воды экшен, не претендующий ни на что особенное. За это Бондарчука можно винить сколько угодно, но по сравнению с первым фильмом, вторая картина выглядит чуть честней. На самом деле, если бы не рекордный для отечественного кино бюджет, то разговоров об «Острове» было бы на порядок меньше. Та шумиха, которая поднялась вокруг картины Бондарчука – это тот самый черный пиар, который, как известно, тоже пиар. И, пожалуй, лучший способ высказать свое негативное отношение к картине – не высказывать его вовсе.
Фильм явно не заслуживает тех ожесточенных обсуждений, что развязались еще до выхода в прокат первой части. Ну, да, это не ужас-ужас-ужас, и кино не вызывает рвотных рефлексов и желания ругаться с его создателями. Но оно вот именно что не стоит этих споров, возвеличивания или низвержения, черного пиара или массированной рекламы. И оно, конечно, не стоит денег, на него потраченных. Нет, все понятно, батальные сцены, декорации, костюмы, спецэффекты, выезды на натуру в Казантип и прочие траты. А об инфляции кто-нибудь подумал, говоря словами Странника? Нет ответа.
Бондарчук решил брать зрителя широтой и динамикой постановки и в этом пункте преуспел. В целом вся часовая «подготовительная часть» фильма так и воспринимается — красивой безделицей, достаточно близкой к тексту, чтобы её не особо ругать, но и не без изъянов, чтобы её так уж изо всех сил хвалить. Типичное «вот такое кино» в нашей редакционной терминологии, со своими провисаниями и своими находками, несомненно обладающее собственным нервом и смыслом, но и на кинооткровение не тянущее. Проблема ровно в одном: прелюдии любой длины и развёрнутости рано или поздно заканчиваются, после чего начинается… да, та самая «схватка». Мораль? Добро должно быть с кулаками, а не то всякие Умники со всякими Странниками без нас не разберутся. Занавес.
Вне всякого сомнения, бондарчуковской экранизации «Обитаемого острова» следовало придать пелевинский подзаголовок «Повесть о настоящем сверхчеловеке», тем более что герои в начале второй части активно обсуждают, кто и как может стать «настоящим человеком», не раскрывая, правда, смысла столь сакраментального для русского уха словосочетания. Конечно, понятие «человек», а уж тем более – «настоящий человек», звучит несколько диковато применительно к населению другой планеты, но на такие частности вполне можно закрыть глаза. Тут следует на время оставить в покое сюжет и обратиться к актерской игре Василия Степанова и Петра Федорова, исполняющих роли соответственно Максима и Гая. В принципе, никакой особой игры по ходу фильма не прослеживается, но молодые люди так отчаянно стараются, что переигрывают вчистую.
«Остров» по-прежнему больше всего похож на американский фантастический боевик категории «Б», в который зачем-то засунули отечественных народных артистов. Несоответствие лиц и антуража — когда, скажем, чудесной Анне Михалковой приходится изображать подпольщицу из «Вспомнить все», а прекрасному Серебрякову драться, как агенту Смиту, — рождает непроизвольный комический эффект (словно отдыхающие фотографируются на пляже, выглядывая из разрисованных картонок), но вволю отсмеяться можно было уже на первом фильме. За исключением отдельных эпизодов, когда он превращается в совсем уж «Гостью из будущего», «Остров-2» выглядит поприличнее первой серии.
Да — второй «Обитаемый остров» в целом выполнен получше первого . Звуковые эффекты меньше бьют по мозгам (хотя фильм всё равно ужасно громкий). Монтаж чуточку более осмысленный. Есть два ударнейших эпизода — ломовая танковая атака и суперменская драка Максима Камерера со Странником. Но, чёрт — почему же это не вызывает ничего, кроме бесконечной апатии? Ключевое слово для «Схватки» — инерция. Он весь как обязательная часть программы, которую никому уже неохота отрабатывать. Тягостная повинность, которую не сбросишь хотя бы потому, что она была взвалена на себя добровольно. Смотреть, как разные талантливые люди мучаются, делая то, чего им делать неохота — не самое приятное времяпрепровождение на свете, честно сказать. Хочется всех поскорее отпустить домой. И самому отправиться туда же.
Как и в первой серии, «Схватка» сразу же погружает зрителя в мир, больше всего похожий на навороченную компьютерную игрушку. Количество трехмерной графики, цветофильтров и прочих искрящих спецэффектов зашкаливает. Разница лишь в том, что если прошлый фильм добросовестно окунал всех желающих в мрачноватый, подражательный по отношению к лучшим образцам кинофантастики, но искренне выписанный и потому притягательный мир, то нынешнее кинополотно больше напоминает куда более архаичную забаву вроде расстрела снежками любовно вылепленной снежной бабы. Актерам в сложившихся обстоятельствах ничего не осталось, кроме как устроить какое-то совсем уж, простите, кавайное безумие в лучших традициях второсортного аниме: пучить глаза, дико орать, кидаться тяжелыми предметами и время от времени понарошку напарываться на что-то острое или горячее. Конечно, «Обитаемый остров» станет вехой в современном кино, но лишь с точки зрения бюджета и затрат на спецэффекты. Место же национального блокбастера пока остается за совсем другим фильмом, в котором заигравшимся гражданам настоятельно рекомендовали выйти из сумрака.
Собственно, рецензировать сей продукт чрезвычайно сложно, ибо к кинематографу он имеет очень опосредованое отношение. Нет, видеоряд, обильно сдобренный очень продвинутыми по меркам российского экрана спецэффектами, конечно, присутствует. Есть хорошие актреские работы. Есть некое подобие звукового сопровождения, которое своими децибелами воздействует на мозг не хуже башен-излучателей. Есть и попытка монтажа. Но все вместе - это не кино, это бессмысленная визуализация и цитирование литературного первоисточника без попытки режиссерского переосмысления и без атмосферы. Зачем делать упорный акцент на том, что зрители, по идее, и так разглядят на экране? Может, затем, что увидеть эти отличия невооруженным глазом невозможно? Так как две-три дополнительные нарисованные на компьютере сцены и несколько облепленных фанерными щитами советских танков - это не отличие, и большие взрывы - это не отличие. А во всем остальном вторая часть "Обитаемого острова" такая же мешанина из выбивающего барабанные перепонки звука, экспериментов со светофильтрами и рваного монтажа.