Озадаченные в свое время руминовскими "Мертвыми дочерьми", "Обстоятельствами" будут озадачены еще больше — хотя бы потому, что ничего общего между этими фильмами нет. Духовное перерождение режиссера Руминова, о котором он официально сообщил нам в своем интервью, привело к выдающемуся эффекту: сам, кажется, искренне страдающий от собственной оголтелости кинофрик обрел жанровое просветление, признался в любви к Сандре Буллок, смирился и снял кино, угодившее в сумеречную зону между Рязановым, Альмодоваром и Ромеро, к которым сбоку пристроился достославный Арчимбольдо. Все они, конечно, довольно-таки "лайт", но разговорная эксцентричная комедия — птица редкая, так что приятное сдавленное рычание Елены Морозовой и лунатический щебет Полины Кутеповой нужно ценить.
Новый фильм Руминова «Обстоятельства» снова бьет под дых — по крайней мере, уделывает наших комедиантов и комедиографов. Не первый год мы вынуждены терпеть изматывающие попытки киношников родить смешную отечественную комедию. И вот нате, будто не было ни «Самого лучшего фильма», ни «Гитлер, капут!»: приходит Руминов и выдает пародию на зомби-хоррор. Забавную и эксцентрическую, камерную и недорогую, без КВН-овских звезд и столичного бомонда, зато, что немаловажно, не оставляющего тоскливого ощущения, что тебя держат за идиота.
Обстоятельства" построены на давно известной максиме о том, что люди проявляют свои лучшие качества только перед лицом ужаса. Нет, лучше так - перед лицом ууужаса! Поэтому если вы случайно убили (задушили, утопили) свою любовь, не спешите от нее отвыкать: любовь вернется - в неожиданном лучшем виде.
«Обстоятельства» - настоящая классицистическая комедия. Выдержано и единство времени, и единство места, и единство действия. Только работающий на кухне телевизор делает внутреннее пространство фильма объемнее. История развивается по классической траектории от незнания к знанию. Чтобы удержать внимание зрителей, авторы сценария Павел Руминов и Николай Куликов вводят несколько весьма любопытных поворотных пунктов. Один из них происходит, когда Артур видит телепередачу о зомби, которую ведет сам Павел Руминов в образе одноглазого специалиста по ожившим мертвецам. Таким образом, «Обстоятельства» - меланж традиций и эксперимента, точнее, эксперимента и традиций. Жанр фильма едва ли можно назвать романтической комедией, как заявлено создателями картины. Комедия – да, черная – все-таки тоже, как и романтическая, нет. Зеленоватая?
«Обстоятельства» как комедию сможет воспринять или очень извращенный, или совсем чистый душой зритель. Замечательно дисциплинированная, как в актуальном корейском кино, картинка, артисты, двигающиеся так, будто по полу пущен ток, внезапные хореографические вставки, диалоги в формате: «Почему стучишь? Есть же звонок» — «Уже нет», дичайший выход самого режиссера в виде одноглазого эксперта по зомби. Местами истерически смешно: сперва оттого, что Руминов ведет себя, как Вуди Аллен (притом что, мягко говоря, не по чину), потом оттого, что у него действительно начинает получаться такой детсадовский Блие — кино, где перегорели к чертям все причинно-следственные связи и на вопрос «Который час» может последовать удар в живот или танец с ведром на голове.
Это не детектив, а комедия, поэтому любое действие актеры стараются делать смешно — с катастрофическими для картины результатами (хотя по меркам отечественного ромкома это далеко не самый худший вариант — тут, во всяком случае, проведена нормальная операторская работа). Девушки (Елена Морозова и Полина Кутепова) играют не так надсадно, но по большому счету единственный безупречный момент фильма — камео самого Руминова на экране кухонного телевизора. Режиссер-эгоцентрик бессовестно крадет роли у своих актеров (говорят еще, что во время съемок Руминов сам экспрессивно играл за всех, стоя за камерой), и единственное, на что тут можно надеяться, это DVD-релиз, полностью составленный из удаленных сцен и рабочих материалов. А что, было бы по-настоящему смешно и радикально.