Фильм Одной волшебной ночью это французская комедия с возрастным рейтингом ограничения строго 18+ о женщине, которая после ссоры с супругом вспоминает за одну ночь всю совместную жизнь и даже их романтический период знакомства и ухаживаний, пытаясь разобраться в себе и своих семейных отношениях. Режиссёром и сценаристом картины выступил Кристоф Оноре (Прекрасная смоковница, Моя девочка не хочет), а в числе продюсеров числятся Лилиан Эш (Сорванцы из Тимпельбаха), Филипп Мартен и Давид Тион (Соблазн). На Каннском Кинофестивале 2019 года актриса Кьяра Мастроянни, сыгравшая здесь заглавную роль, получила приз "Особый взгляд Каннского кинофестиваля" в номинации "лучшая актриса".
Главная героиня по имени Мария живёт в Париже роскошной жизнью и не обделена мужским вниманием, несмотря на своё замужество. Однако после ссоры с любимым человеком, она на время решает сбежать из дома, заселившись в отель напротив квартиры, желая там переночевать. В номере, откуда она через окно может наблюдать за собственным мужем, она вспоминает историю их любви. Они вместе за последние годы пережили довольно много всего, и стоит разобраться, как в себе самих, так и в том, куда же идут такие отношения, насколько серьёзным вышел нынешний конфликт и можно ли после такой ссоры вновь сойтись вместе с надеждой на совместное счастливое будущее. Но обдумать, как же быть дальше, как и по придаваться сладостным и романтическим воспоминаниям о встрече, знакомстве, ухаживаниях и годах замужества ей толком не удаётся из-за неожиданных визитёров, лезущих со своими советами в семейной жизни.
Актёрский состав фильма возглавляет Кьяра Мастроянни (Однажды в Версале, Сент-Амур: Удовольствия любви, 3 сердца), компанию ей здесь составляют Бенжамин Биолэй (Персональный покупатель), Кароль Буке (Сорванцы из Тимпельбаха), Венсан Лакост (Сент-Амур: Удовольствия любви), Камилль Коттен (Ничего себе каникулы!), Клэр Джонстон (Я так давно тебя люблю), а также Коля Абитебул, Стефан Роже, Харрисон Аревало, Мари-Кристин Адам и другие французские и европейские артисты. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «ПРОвзгляд». Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах страны на двенадцатое декабря 2019 года.
Кристофу Оноре, так много снимавшему о сексе, Франции и жизни богемы, наконец удалось создать нечто большее, чем просто фильм о французской богеме, занимающейся сексом, даже с учётом того, что при первом приближении зритель ничего сверх этого и не разглядит.
Каждый кадр красив до невозможности. Фильм с первых кадров прогулки Кьяры Мастроянни настраивает на исключительно легковесную волну, которая ни при каких обстоятельствах не сможет превратиться в бурю и натиск.
В лучшие моменты это похоже на позднего Алена Рене, в худшие — на позднего Клода Лелуша. Все ссорятся, курят в форточку и ходят в помещении, либо закутавшись в простыни, либо уже сразу в пальто. В важном эпизоде появляется божественная Кароль Буке и сообщает, что мужчины вообще переооценены. Вездесущий Венсан Лакост, как обычно, делает губки бантиком.
Оноре наконец-то улавливает главную интонацию своей истории и начинает ее формулировать на разные лады: любовь — всегда прошлое, любовь — всегда воспоминание. Возможно, это не самая праздничная мысль для припорошенной снежком парижской комедии, но, как пелось в одной песне, любовь никогда не бывает без грусти, вопрос лишь в том, чем завуалировать эту грусть.
Это обаятельное и не вполне обязательное упражнение маститого постановщика. Это не «Сцены из супружеской жизни» нашего века, да и, скорее всего, не было такой попытки. Кажется, современное французское кино не способно замахнуться на такие вершины.
Экспериментируют во Франции, может, не хлеще, чем в других. Традиции не богаче, чем в прочих странах, где они вообще имеются. Но вот актеров так не любят больше нигде в мире — это точно.
Фильм Оноре — достойная замена сеансу семейной психотерапии. Сценарий, напоминающий пьесу, построен на откровенных разговорах героев со своим прошлым, с теми, кто был в их жизни и кого уже не будет никогда. Это и интеллектуальное пиршество ассоциаций, и очарование заснеженной улочки Монпарнаса, как река разделяющей супругов, и киношарада, разгадывать которую удовольствие киномана.
За фривольным ромкомом о тяготах семейной жизни и о том, «что думают женщины», прячется горькая сказка про то, что в браке никому не хорошо, отношения — это фарс, это десяток мужиков на одной кровати, это дурацкий мюзикл под песенки Барри Манилоу.
Певец буржуазных ценностей Оноре с особенным рвением настаивает на классовой принадлежности его героев. Социализм — как смертельная болезнь, передающаяся риторическим путем, — ему глубоко отвратителен.
«Одной волшебной ночью» не только по содержанию, но и визуально напоминает театральную постановку: много разговоров, выстроенные мизансцены, даже парижские улицы выглядят как декорации, присыпанные искусственным снегом.
Животрепещущий вопрос, как же сохранить здоровое супружество при хронической неверности одного из супругов, остается открытым. Не близка Кристофу Оноре скучная конкретика, что поделаешь. Причудливые метаморфозы чувств, романтические шашни, цитаты-отсылочки, подобострастное увлечение "новой волной" - это да.
Попытки героев разобраться в себе тоже получают чисто театральное решение: появляются их двойники из прошлого, родные и когда-то близкие люди. Фильм Оноре всю дорогу ловко балансирует между комедией и мелодрамой.
Все это игра, сон, наваждение. Разговоры ничего не исправят, воспоминания ничего не объяснят, выпавший ночью снег растает наутро, не оставив после себя даже крохотной лужицы на тротуаре. И Мария снова побежит к студентам, прячущим нежные щеки под курчавыми бородами.