В фильме Орел Девятого легиона центурион Маркус приезжает в Британию с целью разыскать следы пропавшего 15 лет назад легиона, которым комадовал его отец. Вдвоём со своим рабом он отправляется в горы Шотландии на территорию диких племён, чтобы узнать судьбу римских воинов и вернуть символ Девятого легиона - Орла.
«Орел» снят ровно так, как и должны экранизироваться произведения из библиотечки приключений — в полном соответствии с воинственными мальчишескими фантазиями — с хлещущей во все стороны кровью, смертельными погонями через дремучие леса, отрубленными головами и боевым построением «черепаха». Самое жестокое из пиктских племен повадками и раскраской напоминает карательный отряд чингачгуков, в эпизодах мелькают Дональд Сазерленд и Марк Стронг, голодные Тэйтум и Белл (между которыми тут, к слову, сквозит почти эротическое напряжение) делят на двоих только что убитую крысу.
От "Орла девятого легиона" сложно было что-то ожидать, и потому все ожидания он легко превосходит. Вместо очередного бредового псевдоисторического фильма (хотя в "Орле" находят себе место и качки с татуировками и племя, покрашенное в голубой цвет) Кевин МакДональд снял самый настоящий пеплум в лучших традициях жанра, уделив истории осторожную роль определяющего фона. Главное - это рассуждения о чести, гордости, бесконечное подтверждение мудрости мужественности и прочие вещи, которые занимают голову подростка. Без улыбки слушать и смотреть на это просто невозможно, что, конечно, в первую очередь, вина самих подростков.
Как и следовало ожидать, по форме кино представляет собой чинную и благородную работу для старшеклассников. В стремительном калейдоскопе кадров, что пронесутся перед глазами юного зрителя, будут фигурировать и оснащенные мечами колесницы, и гладиаторские бои, и синекожие бритты, и даже классическое боевое построение «черепахой». Пожалуй, единственное, к чему здесь хотелось бы придраться, так это к ритму и пропорциональности, с коими режиссер МакДональд совсем не дружит. Если в первые пятнадцать минут возникает стойкое впечатление, что смотришь очередной пеплум Ридли Скотта, то в остальные полтора часа масштабность действа почему-то постепенно сдувается до совсем уж телевизионного формата.
В отличие от блудливо предающегося всем возможным голливудским грехам «Центуриона» «Орел» — произведение очень честное, вполне довольное своим статусом экранизации настолько же старомодного, насколько и качественного исторического романа для мальчиков, написанного Розмари Сатклифф в 1954 году. Рассказывая несложную историю про зарождение дружбы, МакДональд, с одной стороны, обходится без введения романтической линии, а с другой — не педалирует очевидный гомоэротический подтекст больше, чем это неизбежно проистекает из приглашения на главные роли Джейми Белла и Ченнинга Татума.
Тот же незамысловатый как табуретка "Центурион" был на голову бодрее — кучка мужиков сломя голову бежит от Ольги Курыленко. Крайне эмоционально насыщенная диспозиция: вы, я, любой мог бы оказаться в этой ситуации. В "Орле" двое неспешно шатаются по лесам, по долам, оба — верные слову: один спасает честь семьи и легиона, другой блюдёт данную клятву. Вот вам и всё раскрытие персонажей — никаких поразительных внутренних открытий не предусмотрено маршрутом. Римляне — жестокие завоеватели, местное население легко режет собственных детей по пустяковым причинам. Это мироустройство, кстати, нехило так беспокоит протагонистов, но ничего изменить они не могут. Их задача — найти золотую хреновину и с понтом уйти в заключительные титры. Ну и стоило оно того, а?
Фильм снят мотивам одноименной детской книжки Розмари Сатклиф. Тех, кому посчастливилось ее прочесть, спешу расстроить: чудом состарившийся на добрый десяток лет Марк — далеко не худшее из зол, что можно представить. Маразмов — уйма! Излишне угрюмый и неуместный в этой картине Татум меня не впечатлил. Балерун Джейми Белл старается во что бы то ни стало переиграть своего более именитого напарника, но выглядит каким-то дистрофиком на фоне всех остальных. Пожалуй, лучше всех сыграл Дональд Сазерленд да стайка прикольных панков из «Аватара». Женских персонажей с успехом заменили полями, лесами и реками. О качестве пейзажей позаботились на славу. Картинка радует глаз, не спорю, чего не скажешь о топорных диалогах и бредовости замысла.
К сожалению, уже с самого начала фильм не воспринимается серьезно: сюжет получился чрезмерно поверхностным и наивным, с предсказуемыми сюжетными поворотами, примитивными диалогами и крайне шаблонными персонажами, в которых помимо запредельной положительности нет ничего живого. "Орел девятого легиона" - слабенькая, типично подростковая сказка в антураже эпохи времен Римской империи, собственно, для них, наверное, фильм и снят. Остальным же можно сказать только одно: если для вас вышеназванные недостатки не столь существенны, то от просмотра вполне можно получить удовольствие. В противном случае, как говорится, на свой страх и риск. Проработанности и хоть какой-то глубины в ленте нет, а потому на большее чем одноразовый просмотр она вряд ли может претендовать.
Что это было? Каким образом вроде бы неплохой режиссёр Кевин Макдональд, которому даже вручали кое-какие наградки, дошёл до такой жизни? Что его подкупило? Может, родные шотландские горы? Его «Орёл», играющий на поле ещё совсем свежего «Центуриона», предполагался всё той же беготнёй римлян по лохнессам, только уже под светом голубой луны. Но вышел химерой столь нежизнеспособной и безобразной, что её хочется стремительно сжечь. Чего в итоге снимал режиссёр — непонятно. Кажется, он сам этого никогда не понимал. Жанры сменяются резко и часто, актёры в шаге от того, чтобы пойти дубасить аборигенов фаллоимитаторами, а штампы и абсурд водят хороводы, словно в какой-нибудь анимационной сатире на Голливуд. А потому сравнивать «Орла» с последним фильм Нила Маршалла как минимум неуместно. «Центурион» на его фоне выглядит люто, бешено правдивой документалкой из цикла «BBC живая природа».