В фильме Особо опасны у двух несговорчивых наркодиллеров похищают девушку, требуя их участие в поставках и сотрудничества, но они решают вернуть подругу своими силами.
И вот тут оказывается, что обобщающее высказывание Стоун оставил на сладкое: былой обличитель и диссидент указывает своим дикарям (оригинальное название фильма) их истинное место — в джунглях у океана. И это едва ли не первый случай, когда с режиссером, всю жизнь тыкавшим общество в его язвы, хочется с охотой согласиться.
Стоун выбрал отменный визуальный стиль, идеально сочетающийся со сценарием. Иногда кажется, что руку к фильму приложил покойный Тони Скотт: резкая и нарочито дёрганная работа оператора, контрастные краски, интересные ракурсы и уверенная подача экшен-эпизодов.
А меня финальный «выподверт» очень порадовал, явив позицию режиссера: когда «дрянь хорошая» сражается с «дрянью плохой», только в кино все кончается красиво и пафосно. А в реале, как правило, побеждает «серая дрянь», которая всегда проскользнет «между струй» и в результате загребет весь жар чужими руками.
Не всегда ровный, не всегда упорядоченный, не совсем оригинальный, но, чего не отнять – чертовски бодрящий. "Дикари" (а именно так и зовется фильм в оригинале) – кино столь же бесхитростное (на мораль, которую не совсем удачно и даже топорно пытается донести до нас режиссер, времени уже не остается), сколь и эффектное. И пусть уже сентябрь (спасибо резвым прокатчикам), этот жесткий, местами жестокий фильм, в конечном итоге – прекрасное летнее развлечение.
И все же большое спасибо Оливеру СтоунуОливер Стоун за то, что он доказал свою боеспособность. Несмотря ни на что, он остается в наших глазах создателем таких незабываемых картин, как «Взвод», «Уолл-Стрит» и «JFK», и мы готовы ему простить все его прегрешения в новом тысячелетии…
Это, конечно, делает фильм на несколько голов выше последних политических опусов Стоуна. Но, интересно, он не боится, что к нему ворвутся Родригес на пару с Тарантино с воплем: "Ты украл наше кино!"? Стоун может возразить, если успеет, что, в отличие от них, снимает убийства и пытки действительно тошнотворно. Но натурализм смикширован тем, что все расправы транслируются по скайпу заинтересованным лицам, порой мутируя в забавную анимацию.
«Народническая» при этом не значит, что народная, хотя «Особо опасны» легко сводятся к набору популярных хэштегов: секс втроем, хорошая шмаль, ограбления в стильных масках, острословие под перекрестным огнем. Это, как ни крути, броский набор элементов — но, выпячивая фактуру, Стоун при этом тут же низводит ее до декора.
Оливер Стоун, классик, обычно не скупящийся на морализаторское высказывание и не упускающий случая донести до своего зрителя какую-нибудь важную идею, вдруг заступил на территорию чистого фикшена, бессмысленного и беспощадного: его новый фильм "Особо опасны" — это сгусток энергии и непрерывный драйв безо всякого намека на итоговую мораль.
«Дикари» Оливера Стоуна оставляют после себя двоякое впечатление. Фильм заслуживает того, чтобы посмотреть его разок хотя бы ради отличного актерского состава, отменной работы режиссера над визуальной составляющей, но не более того. Интриги нет, сюжет слабоват для такого мастера как Стоун – с такого зубра спрос куда больше, оттого и впечатление как от симпатичного, но во многом проходного проекта.
Но из-под гнета конфликтующих амбиций, отрезанных голов и общего ощущения бэд-трипа тут отчаянно лезет наружу мысль, что это фильм не о некомпетентности властей США и даже не о проблемах наркотрафика, а о свободе, ведущей к саморазрушению, свободе, которой может быть так много, что и умирать не страшно. Стоуну, однако, эта мысль не очень нравится — для этого он придумал специальный второй финал.
В итоге Стоун не договаривает ни одной из тех вещей, которые вроде бы собирался договорить: ни про гибель золотого века 60-х, ни про экономическую модель, ни про власть (фигура забавно пытающегося заплакать фэбээровца, да еще в исполнении Джона Траволты, мгновенно сводит на нет всю возгонку страстей). Остается лишь мораль о том, что в нужный момент даже буддист возьмет в руки автомат или гранатомет.
К середине картины определенности хочется особенно. Криминальная драма? Триллер? Комедия по типу «Бандитов», где Уиллис и Торнтон делили Бланшетт на двоих? С учетом происходящего на экране (простреленные колени, сжигание живьем, конфликт дочки-матери), и принимая во внимание имя режиссера (а это, на минуточку, сам Оливер Стоун), склоняешься к криминальной драме, но тут начинается либо очередная слезливая сцена с блондинкой, либо совершенно феерические разборки внутри картеля.
В «Дикарях» почти каждый ведет двойную, а то и тройную игру, изрядное количество крови и насилия, цинизма и немного иронии, яркие персонажи, непредсказуемые повороты и бодрая музыка – вот, пожалуй, всё чего ждут от этой картины и это всё здесь есть.
Актёрский состав картины выглядит, как я уже замечал, весьма богато. Тут и Сальма Хайек, и Джон Траволта и Бенисио Дель Торо. Но только с героем Траволты Стоун действительно угадал. Хайек больше напоминает нежелающую стареть владелицу публичного дома, а Бенисио Дель Торо и вовсе выглядит как Амаяк Акопян с причёской Элвиса Пресли, устраивающий ахалай-махалай всем своим врагам. Трио молодых актёров смотрятся неплохо для какого-нибудь фильма для взрослых, но уж никак не для художественной ленты.