В фильме Отчаянная домохозяйка на французской фабрике по производству зонтов начинается забастовка, из-за которой в больницу попадает её директор Роберт Пюжоль. Тогда на директорский пост вступает его жена - простая с виду домохозяйка. Однако оказывается, что она не только может эффективно управлять фабрикой, но имеет большие амбиции и богатое прошлое.
Франсуа Озон продолжает чередовать фильмы камерные (и вроде бы более личные) с жанровыми постановками — вот и после скромного «Убежища» он снял «Отчаянную домохозяйку», гротескное (и очень смешное) ретро о победе феминизма с человеческим лицом в отдельно взятой французской глубинке конца 70-х. Естественно, в этом фарсе прослеживаются вечные озоновские мотивы — любимый им типаж женщины-матери рассматривается на предмет пригодности к властвованию; как и прочие костюмные фильмы Озона, «Домохозяйка» еще и во многом является игрой в великих режиссеров прошлого от Деми до Уайлдера. Но это также и опус об извращенной природе политидеологий — коммунистическую, например, изображает разочаровавшийся в классовом родстве и трогательно алчущий при этом кровных связей Депардье.
Озон настолько навострился играть в старые песни о главном, что найти хоть какой-нибудь формальный изъян в «Отчаянной домохозяйке» невозможно. Шаловливый режиссер бабочкой порхает над социальной реальностью, собирает нектар золотого века французского кино и колет булавками национального лидера. От «Отчаянной домохозяйки» можно получить удовольствие и вне всякого контекста. Денев и Депардье в паре сцен способны вышибить ностальгическую слезу и у тех, кто о Трюффо даже не слыхал.
С нашей колокольни невозможно даже понять, правый это фильм или левый, — вроде как капиталисты плохие и глупые, но в конце героиня возглавляет буржуазный реванш, торжествующе исполняя песню «Жизнь прекрасна» Жана Ферра. Все это, однако, не мешает радоваться чистой радостью, глядя на то, какую бездну удовольствия получает Денев, и веселиться неподражаемо французской забаве — гордящемуся своей глупостью сентиментальному фарсу про трудовые отношения, феминизм и кризис политической системы.
С одной стороны новая картина Франсуа Озона производит вполне благоприятное впечатление, особенно в сравнении с предшествующими работами режиссёра-сценариста, у которого и бодрый детективный мюзикл обретал легко различимый мизантропический привкус. Но с другой стороны… Лишний раз не без сожаления убеждаешься, что жанр политической сатиры изрядно измельчал. Режиссёр уверял, что вдохновлялся перипетиями предвыборных баталий между Николя Саркози и социалисткой Сеголин Руаяль. Но получилась-то в меру забавная и не лишённая очарования сказка именно об «отчаянной домохозяйке», которая, ничуть не уступая своим американским единомышленницам, доказывает, что она может запросто управлять фабрикой, а там, глядишь, и государством.