В фильме Параллельные миры две планеты существуют параллельно друг другу, между ними ведётся регулярное противостояние, а всяческие контакты между жителями запрещены. Но однажды мальчик встречает девочку, заговорив с ней, что положило начало сильным чувствам, но привело к возникновению серьёзных конфликтов между планетами.
Местами наивная, но зато искренняя мелодрама «Параллельные миры» способна удивлять зрителя не столько спецэффектами, сколько декорациями Пола Хотте, чудесами операторской работы Пьера Жиля и музыкой Бенуа Шаре. При этом актерская игра Кирстен Данст и Джима Стерджесса довольно удачно сочетается с романтическими мотивами повествования, которые режиссер Хуан Диего Соланас не стал излишне разбавлять проблемами футуристического капитализма.
Картинка в "Параллельных мирах" довольно изысканная, насыщенная образами и не совсем обычная для голливудской мелодрамы или даже фантастики: Хуан Диего Соланас по первой профессии вообще фотограф, а в кино начинал как оператор у своего отца, известного аргентинского режиссера Фернандо Соланаса.
Если отбросить вопросы физики, то на эмоциональном и визуальном уровне фильм доставляет радость. Режиссер Соланос снял приятную сказку, нагроможденную оригинальными материальными воплощениями безнадежно, казалось бы, пошлых метафор. Прежде всего о том, что любовь способна преодолеть даже законы гравитации и в самом прямом смысле подарить невесомость.
"Параллельные миры" оказались близки как раз к классической фантастике — в лучшем смысле этого слова. Взяв за основу визуальную находку, в которой сложно не увидеть отсылку к "Началу" Кристофера Нолана, он выстроил на ней целый, пусть не безупречный, но все же вполне живой мир.
Красивая, но неоправданно затянутая и слишком мудреная история о любви с непреодолимыми препятствиями. Картинка многим напомнит «Начало» Нолана. Авторы фильма придумали, безусловно, оригинальный мир, что уже придает ленте свежести. Но не придумали, как рассказать о своих идеях средствами кино, в результате в самом начале зрителям предстоит прослушать небольшую научно-фантастическую лекцию по физике.
В премьерном фильме "Параллельные миры" форма явно превалирует над содержанием - автор с удовольствием использует жанровые приемы, чтобы дать волю своей фантазии, пока есть возможность воплотить ее в реальность
Финал, правда, решительно скомкан и превращен в бодрую скороговорку. Конечно, с самого начала было понятно, что развязка не будет напоминать эндшпиль «Бразилии» Терри Гиллиама (а с «Бразилией» «Параллельные миры» роднит многое: похоже, именно через гиллиамовский барочный карнавал Соланас воспринял и Оруэлла, и Кафку), но эта развязка вряд ли должна была быть столь форсированным стечением столь многочисленных чудесных обстоятельств.
Но «Параллельные миры», знаете, как школьника с его корявыми прописями, нельзя отругать всерьез, потому что сняты они искренне и старательно. И – что бывает редко – с неподдельным вдохновением.
Конечно, в общем и целом получился весьма нерядовой и занимательный проект, который, как говорят в таких случаях заокеанские коллеги: «waste his potential». Очень жалко, что режиссер загнал фильм в настолько жесткие рамки, на выходе вполне можно было бы получить кино уровня «Меняющих реальность», а не его младшего брата.
А еще, как в любой сантабарбаре, в мелодраме Соланаса есть амнезия. По сюжету Кирстен Данст не помнит любовь своей юности. На самом деле ей пришлось забыть, что она только что снялась в «Меланхолии» Ларса фон Триера, где похожее расположение небесных тел приводило к совершенно другому художественному результату.
Самое правильное, что можно сделать в такой ситуации – расслабиться, наслаждаться красивой картинкой и вообще, поменьше иронии, господа - любовь спасет мир, разве этого недостаточно? Ну и розовые пчелы, конечно.
Фильм стремится при этом к абсолютно абсурдному финалу (правильнее будет назвать его анти-финалом), который нелогично избегает апокалиптического столкновения двух миров с помощью пары реплик, будто бы вычеркнутых из романа Коэльо.
Безысходная вторичность сквозит не только в игре актеров. Если присмотреться, то можно увидеть, что в «Параллельных мирах» торчат уши всех интереснейших проектов последних десятилетий: «Начала» Нолана, «Времени» и «Гаттаки» Никкола, «Фонтана» Аронофски… И это только вершина айсберга.
Проблема в том, что у любой глупости — будь-то хождение на руках, шевеление ушами или такие вот фильмы — должен быть свой лимит по времени. В лучшем мире «кино» Хуана Диего Соланаса шло бы минуту и было рекламным роликом. В нашем мире, к сожалению, любой претенциозный видеоарт можно выдать за полноценную мелодраму, которая, сама не зная зачем, длится чуть ли не два часа.
Фильму можно было бы простить алогичность повествования и банальные диалоги лишь в том случае, если бы сами "параллельные миры" представляли собой высочайшего класса декорации и компьютерные эффекты. Но, увы, не происходит и этого. Так что "Параллельные миры" можно смотреть лишь из большой любви. Не к кино.
Вердикт: если вы девятиклассник и у вас свидание с девочкой — ведите смело ее в кино на ряд «для поцелуев». Второй вариант — если вы фанат киносериала «Сумерки» и устали от вампиров. Остальным — могу порекомендовать исключительно в качестве эстетически красивой сказки.
Кирстен Данст, на мой взгляд, уже давно переросла такие фильмы. Как её вообще уговорили сниматься в "Параллельных мирах" после той же "Меланхолии"? Или ей просто нравятся межпланетные сюжеты? А вот для Джима Стёрджесса такие работы в самый раз. Он, можно сказать, создан для таких ролей.