"Паранормальное явление 2" полностью собрано по лекалам первой части. От гениальной задумки (дома не безопасно - ты просто не знаешь, что происходит, когда ты спишь) создатели фильма решили не отходить ни на шаг не только в идейной части (демон вселяется в людей), но и в части реализации. Минус "Паранормального явления 2" в том, что это слегка дорисованная и приукрашенная калька с первой части. Но тот, у кого эта "калька" не вызовет холодок по спине и не вгонит в первобытный ужас перед необъяснимым - либо сам демон, либо у него воображение, как у подлокотника кресла в кинотеатре. Поэтому, мальчишки и девчонки, а также их родители, любящие пощекотать себе нервы - вперед в кино. Ничего более страшного, чем этот простой, но завораживающий лютым кошмаром фильм, вы в ближайшее время точно не увидите.
В целом, вся эта система художественно-воспитательных сработала неплохо: второе "Явление" смотрится не только органическим продолжением первого, но и вообще настолько тесно переплетено с оригиналом, что зритель его не видевший рискует остаться после просмотра второй части в большом недоумении. Пугает "Явление 2" ровно по тому же принципу, что и его предшественник, а именно за счет предварительного нагнетания узнаваемого бытового однообразия. На практике прием снова имеет эффект амбивалентный: камеры жужжат, собака ворочается, героиня листает свой журнал — и только зритель мечется. Ему уже бояться или еще скучать?
Новое «Паранормальное явление» не только весьма изящно сцепляется с событиями первого, оно ещё и умудряется их объяснить и подытожить. Это действительно настоящий фильм-компаньон, только придуман он гораздо объемнее, чётче и интереснее. У злобного демона здесь появляется и исторический контекст, и собственная мифология, а связь этой истории с первым фильмом обеспечивает новой картине внушительный драматический подтекст, которого в прошлый раз не было и в помине. Но всё равно — даже с грамотным сюжетом и более уверенным нагнетанием страха второе «Паранормальное явление» не в состоянии преодолеть одну системную проблему, заложенную в самой концепции. В результате второй фильм, как и первый, неизбежно сползает в удручающую монотонность. В общем, всё то же самое во второй раз — внятнее, страшнее, умнее, но всё равно непонятно зачем.
Как обычно, фильм ни о чем, но здесь это не главное. В главных ролях здесь все те же двери и шкафы, и задача зрителя осталась прежней — нужно вглядываться в камеру, повизгивать от всяких там «бу!», либо вздыхать с облегчением, когда долгожданного «бу!» не происходит. Из плюсов хочется отметить удачную связку с первой частью, пару попыток добавить юмора и непременно страшную синхронную сцену на кухне (даже такой махровый зритель, как я, вздрогнул). В остальном же фильм не особо цепляет, как и его первая часть.
В продолжении прошлогоднего «Паранормального явления» двери хлопают еще более зловеще, а зритель страдает от паранойи и дежа-вю. Когда концентрация тревоги в кадре достигала критической отметки, фильм разражался молниеносным финалом. «Паранормальное явление-2» довело приемы своего предшественника до совершенства. Записи сразу с нескольких камер умножают эффект, история мастерски встраивается в сюжет оригинала. Обидно лишь одно: сиквел повторяет не только стилистику, но и структуру первого фильма. Так что если вы смотрели первое «Паранормальное явление», оно будет висеть во время просмотра ненужным знанием, словно бестактный сосед, который нашептывает: «Убийца – соседский чихуахуа».
Чем же замысел Орена Пели, уступившего право осуществить постановку второй картины более опытному режиссёру Тоду Уильямсу, оставив за собой лишь функции продюсера, так поразил воображение огромных зрительских масс? И речи не идёт о продуманных, специально выстроенных декорациях, изощрённых визуальных эффектах или устрашающем гриме, которые бы всё равно было сложно оценить при наложенных технических и эстетических ограничениях. Даже высокому искусству хичкоковского саспенса, по сути, негде развернуться в пространстве, резко ограниченном статичной системой наблюдения и бытовыми видеокамерами, время от времени используемыми Реями. Причём, как бы ни пытались авторы добиться противоположного эффекта, местами не покидает ощущение, что часть материала была отснята «искусственно» – во избежание логических нестыковок. Трудно поверить, например, в то, что Эли пытается убедить отца в присутствии потусторонних сил, захлопнувших входную дверь, – и при этом, до смерти напуганная, не забывает нажать на кнопку «Rec».