Шутки в сторону: новое кино товарища Стюарта по мотивам корейского комикса движется со скоростью сверхшустрого поезда Токио-Аомори, делая какие-то минутные остановки, дабы справить маленькую драматическую нужду. Последняя необходимость, кстати, никак не влияет на удобство пассажиров; всё-таки не могут персонажи проговаривать каждый диалог на бегу и не выглядеть при этом идиотами. Кровища тут начинает течь рекой прямо со вступительного анимационного ролика, основательно подчищенного для ранней премьеры в интернетах. Что особенно приятно, мораль или страх перед общественными организациями по запрету расчленёнки в фильмах не снисходят на создателей и в дальнейшем.
«Пастырь», пожалуй, не очень хорошее кино. Диалоги в нём писались, судя по всему, чем-то вроде топора; в моменты затишья, когда артисты начинают эти диалоги проговаривать, хочется вежливо отвернуться или выйти покурить. Эстетика антиутопического будущего, в котором происходит дело, надёргана по кусочкам отовсюду — называй любого из обычных подозреваемых, от «Безумного Макса» и «Бегущего по лезвию бритвы» до «Тёмного города», и попадёшь в точку. Монстры, в свою очередь, подсмотрены где-то у Гильермо дель Торо. То есть, с какой стороны ни зайди, вроде бы и разговаривать в случае фильма «Пастырь» совершенно не о чем. Но есть в «Пастыре» и кое-что ещё, из-за чего от него никак не получается вот так запросто отмахнуться. Особый талант Стюарта — лихо делать на коленке плохое кино, пусть похожее на всё сразу, но всё равно энергичное — абсолютно примиряет со всеми остальными особенностями «Пастыря». Потому что такое кино, как «Пастырь», нам нужно. И побольше, побольше.
От абсурда и эклектики Стюарта спасают чувство юмора и чувство пространства. Его ирония – ирония человека, знающего и правила жанра и постулаты постмодернизма. Его боевик-комикс-вестерн разворачивается в пустыне, уже протоптанной и Коэнами и Такаси Миике. При этом Стюарт ни на секунду не забывает, что его главная задача – хорошо сделать плохое кино. Это его, если угодно, культурная миссия, с которой он на данный момент справляется лучше всех. Фильмы категории В не потерялись во времени, во многом, потому что они наиболее объективно его отражали.
Возможно, режиссер Скотт Чарльз Стюарт до конца не разобрался, чего же он хотел от этого фильма. С вампирами он очень угадал – ему удалось показать необузданность диких тварей пустошей, что самым позитивным образом повлияло на экшн. С главным исполнителем также – еще со времен «Легиона» эта парочка нашла общий язык и более убедительного Пастыря, чем Пол Беттани, вряд ли можно себе представить. Но «Пастырь» не избежал всех подводный камней. Несмотря на в целом положительный опыт, который мы вынесли из кинотеатра, от фильма все равно осталось двоякое впечатление.
Если припомнить знакомую по трейлеру и тому же «Легиону» визуальную стилистику, прибавить к этому сиротское триде, бесконечные покатушки на мопедах, то о фильме можно получить уже достаточно цельное представление. Это, в общем, не хорошо и не плохо, особенно если вас вдруг в своё время торкнуло от «Легиона», значит, и для «Пастыря» хорошие шансы. А так — намешано много всего, ещё больше собирались намешать, но забыли на пост-продакшне, плюс десятый повтор уже неоднократно повторенного, вполне забавный, хотя и на любителя, и на этом вот фоне Беттани эдаким Серебряковым дерётся ногами и руками.
Возможно, усилия создателей оценят поклонники графических романов вообще и манхви (корейской разновидности комиксов) в частности, наверняка прекрасно знающие одноимённую серию Хюн Мин-ву, публиковавшуюся силами издательства Daiwon C.I.2 с 1998-го по 2007-й. Стюарт даже преподносит им персональный подарок, стилизовав под оригинальное произведение мультипликационный пролог, который (как и в случае с первым томом тарантиновского боевика «Убить Билла») вызывает и более широкий спектр ассоциаций. Вспомним хотя бы аниме про славного «Охотника за вампирами Ди»! Другое дело, что в общекинематографическом контексте «Пастырю», судя по всему, суждено остаться очередным (и не слишком изобретательным) фильмом, эксплуатирующим чрезвычайно модную вампирскую тематику.
Режиссер Скотт Чарльз Стюарт продолжает гнуть свою линию, упорно штампуя один за другим боевики как будто бы родом из 80-х. В «Легионе» Стюарт обильно цитировал первого «Терминатора», рассказывая историю падшего ангела, спустившегося на Землю, чтобы спасти официантку, важную с точки зрения расстановки высших сил. «Пастырь» в свою очередь снят по мотивам комиксов корейца Мин-Ву Хена — со всей вытекающей из этого атрибутикой: самурайская лирика, восточные единоборства и копеечная мораль. А ведь когда-то ничего другого от хорошего экшена и не требовалось.
Вдохните глубже: скоро вы погрузитесь в мрачный фантастический мир, где на этот раз господствуют две силы – Церковь и вампиры. Церковь, естественно, представляется этаким «тоталитарным» колоссом на глиняных ногах, кровопийцы нужны ему (или ей) для того, чтобы паства страшилась и верила, больше ничего. Вампиры, хоть и трёхмерны, но привычны, а уж появление в кадре их предводителя, именованного Чёрной Шляпой, трудно не назвать триумфом кинематографической пошлости. В общем, при просмотре «Пастыря 3D» cтало бы совсем грустно, если бы не главный герой, Пастырь в исполнении хорошего (хотелось сказать «когда-то», но уверенно говорю «всегда») актера Пола Беттани.