В фильме Патерсон главный герой - водитель автобуса, чья жизнь полна романтики. Он работает в Нью-Джерси, в городе Патерсон, увлечённо пишет любовные стихи своей супруге, находя красоту даже в повседневности. Публиковаться он даже не мечтает, но одно событие в жизни резко меняет все его планы.
Синхронизируя творческое пространство с повседневной реальностью, он превращает кино в особую форму медитации, погружает в транс – одновременно предлагая как путь прямого воздействия, восприятия фильма на уровне базовых ощущений, так и путь многослойного метафорического разбора
Нужно быть слепым, чтобы не увидеть – перед нами большое кино. С точки зрения формы и содержания, идей и киноязыка, сверхзадачи. Возможно, даже слишком большое для современного кинематографа.
С помощью камер, света, построения кадра и видимого отсутствия сюжета Джармуш с тонкой достоверностью воссоздает взгляд поэта на мир и подчеркивает разницу между внешним и внутренним.
Кажется, еще никто не подходил так близко к тому, чтобы передать на киноэкране суть, механику и волшебство стихотворчества, этого бесконечно красивого и бесконечно дурацкого занятия.
Вдохновенный и вдохновляющий фильм Джармуша — стихотворение на кинопленке.
Квинтэссенция стиля главного философа в американском независимом кинематографе.
В конце концов, кому нужен сюжет в фильме, когда в нем так уютненько, что не хочется из него просыпаться. А хочется, наоборот, завернуться поплотнее в огромные уши Адама Драйвера и захлебнуться в этой сладкой утопии.
Искренность «Патерсона» просто зашкаливает, ты просто не знаешь куда от неё деваться.
Удивительно, но Джармуш снял комедию — пусть необычную и «авторскую», но отнести её к какому-то другому жанру язык не поворачивается.
Джим Джармуш, кажется, сделал что-то абсолютно невозможное. Он создал кинематографический аналог эпопеи Пруста, начал движение по направлению к Патерсону.
Это тот фильм, который ухитряется вот такую безрадостную прозу быта подать как симфонию человеческих судеб, с неожиданно возникающими мелодиями, с гармонией или фальшью - со всем спектром чувств.
Перестав спорить с веком и не пытаясь заставить себя ему соответствовать, Джармуш занялся тем, что ему всегда лучше всего удавалось: наблюдением за жизнью, само течение которой может сложиться в поэзию.
«Патерсон» мягко, но очевидно иронизирует над основами общества, где бейсболист куда более знаменит, чем гениальный поэт, а налепить дизайнерских капкейков на субботнюю фермерскую ярмарку, куда как больший показатель успеха, чем гениальная поэма.
В 2016-м и даже 2017-м, когда миром правит тревога, когда хочется говорить громко и устраивать манифестации, когда завтрашний день пугает, такое высказывание – глоток свежего воздуха.
Джармуша тревожит стремительное исчезновение этого мира, поэтому Патерсон упорно цепляется за последние неоцифрованные фрагменты реальности.
Размеренный и успокаивающий, поэтизирующий скуку, «Патерсон» задается вопросами о сути творчества, обнаруживает в каждом поэта, иронизирует над попыткой конвертации внутренних вибраций в успех или деньги, но, в общем, не стремится предпочесть хорошему лучшее.
Используя все атрибуты кинематографа своего автора, «Патерсон» скромно и неторопливо рассказывает даже не столько о чудесах, скрытых в окружающей нас повседневности, сколько о природе взаимоотношений человека и творчества.
«Патерсон» — штучный продукт, непригодный для массового зрителя. Его необходимо впитать, а не проглотить.
Главное правило для зрителя здесь – полное невмешательство, а лишь наблюдение за тем, что может на первый взгляд показаться однообразием и зацикленными повторением.
"Патерсон" бессюжетен, как сама жизнь. При этом перед нами - безупречный портрет поэта, тихого, безвестного, влюбленного, но молчащего и об этом.
"Патерсон" – торжество крошечных оттенков жизни. Может, не самая увлекательная повествовательно, лента Джима Джармуша по-простому магическая, чудная, чарующая и мудрая.
Двухчасовое любование медленно текущим провинциальным пейзажем выдает в авторе большого любителя поэзии, но для зрителя такая картина может оказаться нелегким испытанием.
Идилличная интонация «Патерсона» одновременно и завораживает, и раздражает противоречивостью.
Скуку "Патерсона" легко принять за хулиганскую невозмутимость былых шедевров Джармуша. Но столь же легко спутать со скукой возвышенную тоску. "Патерсон" скорее тосклив, хотя это тоже как сказать.
Ведущий независимый режиссер Америки снял оду повседневности, в которой существует поэтически настроенный аутсайдер-поэт и окружающие его обычные необычные люди.
Прелесть «Патерсона» в невидимости швов, которыми режиссер скрепляет действие, в отсутствии какой-либо манипуляции зрителем и очевидной спекуляции на чувствах.
"Патерсон" мотивирует начать жить сегодняшним днём, не зацикливаясь на завтрашних проблемах, и научиться находить красоту во всём. Наверное, в этом и кроется секрет счастья главных героев.
Джармуш снова снял фильм о формальном торжестве наблюдательного терпения над бегом времени, но вытерпеть это кино уже довольно сложно.
Джим Джармуш делает попытку отойти от голливудского лоска и показать простую приземленную жизнь, но только идеальную и без житейских проблем, а в жизни так не бывает.
Превращение с возрастом из голоса поколения в надутого, витающего в облаках позера — очень распространенная история, но в случае Джармуша это выглядит как-то особенно обидно.
Разглядеть все эти игры в поэзию и вокруг поэзии можно, но на кой зрителю этот полуфабрикат — непонятно.